Примерное время чтения: 13 минут
198

На букву А, часть 5

Авария - это беда!

Наша книжка не зря начинается с этого слова - "авария", ведь именно от нас с тобой зависит, произойдет на дороге авария или нет. Представь себе: ты играл во дворе, ударил по мячу, и он покатился через дорогу. Ты бежишь за ним, а в это время по дороге едут машины. Их водители видят бегущего ребенка и стараются его объехать. Один водитель поворачивает руль вправо, другой - влево... БА-БАХ! Это столкнулись две машины. БА-БАХ! Еще одна машина, пытаясь объехать две уже столкнувшиеся, врезается в столб... Вот это и называется аварией.

Аварии происходят каждый день и чуть ли не каждый час - и в городе, и за городом. Кто-то из водителей поехал на красный, запрещающий сигнал светофора, кто-то не уступил дорогу другой машине, кто-то не успел затормозить. Такие случаи сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) называют дорожно-транспортным происшествием (ДТП) и выезжают туда, где столкнулись машины. К сожалению, очень часто во время аварий страдают и люди. Тогда к месту дорожно-транспортного происшествия спешат врачи. А если столкнувшиеся машины загорелись - то и пожарные.

Из-за аварии порой приходится останавливать движение на целой улице. Вообрази: встали троллейбусы, автобусы и трамваи. Люди опаздывают на поезд или на работу, не могут подъехать к магазинам грузовики с хлебом и другими продуктами, нет проезда и автомобилю "скорой помощи"...

Но нужно помнить, что часто аварии случаются из-за пешеходов. Когда мы идем по улице, переходим дорогу, все мы - пешеходы. И ты - пешеход, и твои родители - пешеходы, и даже водитель, который оставил машину в гараже, тоже стал пешеходом. А когда пешеход садится за руль машины, он сразу же становится водителем. Поэтому важно понять: все мы - и водители, и пешеходы - участники дорожного движения. И поэтому должны соблюдать правила, действующие на дороге, и, главное, уважать друг друга (см. "Правила для водителей и пешеходов"). Тогда на дорогах будет меньше аварий.

Автобус нас везет...

В России самый лучший в мире пассажирский транспорт! Из больших городов других стран - Лондона, Парижа, Берлина, Нью-Йорка - приезжают к нам учиться перевозить пассажиров. Удивительно? Вовсе нет!

Просто в других странах люди стремились всюду и всегда ездить на своих машинах. Машин становилось все больше и больше. А автобусов - все меньше. Потом автомобилей стало так много, что они стали мешать друг другу. И теперь во многих странах хотят пустить по улицам городов больше автобусов, чтобы люди не опаздывали на работу.

В нашей стране автобусы появились почти сто лет назад! И с тех пор они остаются основным видом пассажирского транспорта, перевозя очень много пассажиров.

Самый первый автобус был похож на грузовик. Да он и был грузовиком! Взяли грузовую машину, сняли с нее кузов, а на его место по-ставили другой - с сидениями. Забираться в такой автобус надо было по лесенке. Отправлялся в путь он очень неаккуратно: не было ни остановок, ни расписания, ни даже точного маршрута.

Сегодня все по-другому. Городские пассажирские автобусы ходят по определенному маршруту. Это означает, что автобус, отъехав от конечной остановки, должен ехать по строго определенным улицам, останавливаться на каждой остановке, высаживая и забирая пассажиров. В Москве, самом большом городе России, автобусных маршрутов более полутора тысяч!

Автобусы одного маршрута должны подходить к остановке через определенные промежутки времени - днем через 5-10 минут, вечером через 15-25 минут. Так что, если ты видишь, что нужный тебе автобус отходит от остановки, не беги к нему через дорогу. Во-первых, все равно не успеешь, во-вторых, так легко и под машину попасть, а в-третьих - спустя пять минут придет другой автобус. Об этом стоит помнить и тогда, когда в автобусе уже очень много пассажиров и тебе трудно в него войти. Подожди следующего!

У некоторых автобусов бывает прицеп. Пассажирский салон в них разделен вращающейся площадкой, которая закрыта от непогоды резиновой "гармошкой". Такие автобусы называют "сочлененными".

Помимо городских автобусов, есть рейсовые, на которых можно уехать в деревню или в лес за грибами, - они называются пригородными, в другой город - это автобусы междугородние, даже в другую страну - такие автобусы называются международными. В международных автобусах мягкие удобные кресла, есть телевизор, кофеварка и даже туалет - это целая "квартира на колесах"!

Загадка

Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих, тонких ножках,
А в резиновых сапожках.

Автогонки на скорость

Ревут моторы, мчатся разноцветные автомобили... Это автогонки. Их проводят, чтобы определить, какой автомобиль быстрее, мощнее и маневреннее. Автомобильные гонки начали устраивать почти сразу после того, как на свет появился автомобиль - то есть более века назад! Но поскольку автомобили в то время были несовершенны, многие из них так и не добрались до финиша, сломались, застряли на дороге... Скорости, которые в те времена развивали спорт-смены-автогонщики, вызывали у современников восторг: шутка ли, автомобиль мчится со скоростью 50 километров в час!

Сегодня скорости гоночных автомобилей иногда превышают и 300 километров в час, например на соревнованиях "Формулы-1". Специально построенные для этих гонок автомобили называют болидами, намекая этим "космическим именем" на то, что они так же быстры, как яркие метеоры. Автогонщики в таких машинах почти лежат!

Кроме соревнования на скорость, существуют автогонки, в которых спортсмены соревнуются на точность времени. Они называются ралли. Задача экипажа - пройти весь маршрут без ошибок, а иногда и в строго определенное время - минута в минуту, секунда в секунду. Кто меньше других набрал штрафных очков, тот и победил!

Есть еще один вид соревнований - гонки без правил: водители стараются любым способом пробиться вперед, поэтому машины сталкиваются и переворачиваются на радость зрителям. Настоящего спорта в этом зрелище мало.

Иногда автогонки устраивают прямо в городе, по ночам. Они так и называются - ночные гонки, участвуют в них стрит-рейсеры - уличные гонщики. Ничего хорошего в этих соревнованиях нет, а вот опасность от машин, несущихся наперегонки по оживленным даже ночью улицам, очень велика!

Автомобиль как он есть

Человек всегда мечтал перемещаться как можно быстрее. Но не бегать же все время! Сначала, как мы уже говорили, на помощь пришла лошадь. Однако у нее был один существенный недостаток: лошадь тоже устает и бежать день напролет не может. Чего только не придумал человек, чтобы обойтись без помощи лошади! Он, например, пытался на телегу парус ставить, однако ветер есть не всегда, а без ветра парус не надувается. И лишь два с половиной века назад - в 1769 году - была построена настолько маленькая паровая машина, что стало возможным установить ее... на ту же телегу. Первым это сделал француз Николь Жозеф Куньо. Его трехколесная паровая телега предназначалась для перевозки артиллерийских орудий весом до 2,5 тонны и двигалась со скоростью 4 километра в час. А однажды изобретатель не справился с управлением, и его телега... врезалась в каменную стену! Произошло первое дорожно-транспортное происшествие с участием машины (пусть и паровой).

Паровые машины становились все более и более совершенными, и уже через полвека после первого паромобиля англичанин Гёни поставил такую машину на пассажирскую карету - омнибус. И получился первый в мире автобус, который вез сразу 10 пассажиров из Лондона в город Бат со скоростью 25 километров в час, то есть так же быстро, как целая шестерка лошадей. Но люди стремились ездить еще быстрее. И помог им в этом бензиновый двигатель.

В 1885 году немецкий изобретатель Карл Бенц поставил небольшой моторчик на переделанную конную коляску, и появился первый автомобиль. Конечно, передвигался этот автомобиль медленно, даже медленнее, чем паромобиль, - всего-то 20 километров в час! Но бензиновый двигатель тем хорош, что его мощность повышать легче, чем мощность паровой машины. У самого первого бензинового мотора был один цилиндр, потом их стало два, затем четыре, восемь и даже шестнадцать! Поэтому у старинных автомобилей такой длинный капот (часть кузова, закрывающая мотор).

Первый русский автомобиль был построен в 1896 году умельцами Евгением Яковлевым и Петром Фрезе. Как писали в то время газеты, этот безлошадный экипаж передвигался со скоростью 20 верст в час. Поскольку русская верста длиннее километра (в версте 1066 метров), то русский автомобиль был быстрее автомобиля К. Бенца. А запаса бензина ему хватало на 10 часов хода!

Почти сразу же люди поняли, что автомобиль может перевозить не только пассажиров, но и грузы. Вместо заднего сидения для пассажиров появилась ровная деревянная площадка. Так родился первый грузовой автомобиль. Его построил немецкий изобретатель и промышленник Готлиб Даймлер в 1891 году. Грузовая машина ездила медленно, со скоростью всего 10 километров в час, но могла перевозить до 5 тысяч килограммов. Первый русский грузовик создал в 1900 году изобретатель Борис Луцкий.

Более чем за 100 лет своей жизни автомобиль очень изменился. Он стал быстрее, безопаснее и "умнее": сегодня кроме самого водителя за дорогой следит еще и компьютер. Легковые автомобили поделены на классы - от А до Е. Если автомобиль класса "А" - небольшая машина с небольшим двигателем, то автомобиль класса "Е" - роскошный лимузин, объем двигателя которого может достигать нескольких литров!

Грузовые автомобили различаются и по назначению. Некоторые, например наши "Газели", перевозят небольшие грузы. Другие возят землю, песок, камни - это самосвалы. Третьи перевозят бочки, плиты или кирпичи, такие грузовики называются бортовыми. А еще есть фуры - грузовые автомобили с длинным прицепом, куда помещается до 20 тонн различных грузов. Такие автомобили подразделяются на машины особо малой грузоподъемности (до 0,5 тонны), малой (от 0,5 до 2 тонн), средней (от 2 до 5 тонн), большой (от 5 до 15 тонн) и особо большой (свыше 15 тонн).

Автомобиль и природа

А теперь самое время рассказать о том, какие проблемы принес людям автомобиль. С тех пор как на помощь человеку пришла машина, в разных странах стала бурно развиваться промышленность - заводы и фабрики. Круглый год небо над городами, где таких предприятий много, было затянуто дымом из фабричных труб. Оно было серым, и все предметы расплывались, как в тумане. Это явление назвали "смог" (слово произошло от слияния английских слов смок - дым и "фог" - туман). После того как в городах появились автомобили, смог стал пахнуть бензином.

На протяжении почти ста лет человек не задумывался над тем, какой вред наносит смог природе. Автомобилей становилось все больше, их двигатели становились все мощнее и сжигали все больше и больше бензина. А ведь сгорая, бензин выделяет очень много вредных веществ - и углекислый газ, и соединения серы, и копоть. Эти вещества убивают все живое. Люди обратили внимание на то, что в больших городах начали умирать деревья и цветы, стали чаще болеть дети. И нашли основного виновника - автомобиль. Тогда начали меняться требования к нему: автомобиль должен быть не только мощным и быстрым, но и экологически безопасным, то есть не наносить вреда природе.

Сначала конструкторы попытались изменить конструкцию мотора, чтобы бензин в нем сгорал полностью. Это помогло, но не очень. Тогда конструкторы поставили на выхлопную трубу автомобиля специальное устройство, в котором несгоревшие частички топлива сгорали полностью. Это устройство назвали каталитический дожигатель, или просто катализатор. Кроме того, многие страны ввели у себя особые правила: выпускаемые и продаваемые автомобили должны соответствовать определенным нормам, которые с каждым годом становятся все строже. Так, сейчас в Европе действуют нормы Евро-4 и готовятся более жесткие нормы Евро-5. В нашей стране пока действуют нормы Евро-2 и Евро-3.

Авто с "шашечками"

Если на дверце легкового автомобиля ты видишь черные шашечки - это такси. По одной из версий, слово "такси" произошло от французского taxe - "такса". Только в данном случае речь идет не о породе собак. "Такса" - это твердая стоимость товара или услуги. Так что "такси" - это автомобиль, который перевозит пассажиров за деньги. Причем стоимость проезда зависит от времени в пути или количества пройденных километров.

Стоимость проезда определяется с помощью специального прибора - таксометра. Он показывает, сколько времени прошло с начала поездки, сколько километров прошла машина и сколько пассажир должен заплатить водителю. Но учти, сегодня многие водители (даже без "шашечек") предлагают тебя подвезти за деньги. Вроде бы удобно, но... их услугами лучше не пользоваться: эти автомобили не проходят специальной проверки, а сами водители, может быть, и водить машину как следует не умеют! Такая поездка может стать для пассажира небезопасной. Кстати, садиться в машину к незнакомому человеку одному, без родителей, ни в коем случае нельзя. Даже если он предложит подвезти тебя бесплатно. Он может оказаться скверным человеком... Так что лучше выбирать настоящее такси, с "шашечками".

Между прочим, первое такси появилось в Германии 110 лет назад - 16 июня 1897 года, а первый "таксомотор" в Москве - в 1907 году.

Автомобильная аптечка готова помочь!

Когда ты заболеешь, родители сразу бегут в аптеку за лекарством. В машине необходимый запас медикаментов нужно возить с собой всегда, ведь кто-то может попасть в аварию, кому-то из пассажиров может стать плохо. Нужно помочь им продержаться до приезда врачей.

Автомобильная аптечка - это небольшой пластмассовый ящичек с красным крестом. В такой аптечке должны быть: марля, бинт, пластырь, маленькие ножницы, йод и "зеленка", чтобы обработать рану. А еще спиртовые салфетки для дезинфекции.

Иногда при падении люди получают сильные ушибы. В домашних условиях к больному месту можно приложить холодную монету или ложку. В аптечке для подобных случаев должен быть охлаждающий пакет, он герметически запаян, а внутри в специальной жидкости плавает еще один пакет - с особым химическим веществом. Если внутренний пакетик раздавить, вещество смешается с жидкостью и пакет станет холодным как лед. Его нужно приложить к ушибу. Кроме того, в аптечке есть резиновый жгут, который применяют при сильном кровотечении. Чтобы остановить кровь, жгут надо затянуть на руке или ноге выше раны.

А еще в аптечке есть, конечно, таблетки - валидол и нитроглицерин (используются при сердечных болях) и ацетилсалициловая кислота - простой аспирин. Он, как и анальгин, поможет при болях и температуре. Для борьбы с отравлением и неполадками в желудке в аптечку кладут таблетки активированного угля. Еще одно средство - корвалол, его принимают для того, чтобы успокоиться. Ну а если кто-то потерял сознание, то ему к носу нужно поднести ватку с нашатырным спиртом, который тоже есть в любой автомобильной аптечке. Есть там и специальная толстая пластмассовая трубка - для того чтобы сделать пострадавшему искусственное дыхание.

Обязательно посмотри, что лежит в аптечке вашего семейного автомобиля, поинтересуйся у мамы или папы, как пользоваться этими лекарственными средствами. А может быть, вашу аптечку надо и дополнить, например таблетками от укачивания. Ведь бывает и так, что кто-то в семье плохо переносит дорогу и его может затошнить.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно