86

Книжки из песочницы

Посетив прошедшую Международную московскую книжную выставку-ярмарку, я понял одну вещь: несмотря на кажущееся обилие разнообразных изданий, в Москве с литературой дела неважные. Застой, если не кризис.

ДА ПОМИЛУЙТЕ, откуда кризис? Под почти шаманские рекламные заклинания вроде "читать модно" в городе открывается огромное количество книжных магазинов. И они не пустуют. Вал народа на ярмарке тоже говорит о возрождении славы "самой читающей столицы мира". Формально всё так. Но если разобраться, ЧТО именно читают и издают, становится не до победных реляций.

Не знаю, кто как, но лично я на всём пространстве выставки не смог отыскать ничего такого, что хотелось бы купить и прочитать. Исключения есть, но, знаете ли, три книги (две из них - одного и того же автора) - как-то маловато. А почему? Наверное, потому, что от гламура-антигламура воротит, новый производственный, он же офисный, роман неинтересен, детективы, за исключением Конан Дойла, тоже, а всё остальное уже вроде есть и читано не по одному разу. Где собственно литература? Я явился за ней, так дайте мне её! Понятно, что таких капризных, как я, немного, но ведь есть! По подсчётам специалистов, около 3% от общей массы читающей публики. Москва - самая читающая столица. Значит, как минимум 5 млн. москвичей - как раз и есть та публика, 3% от которой должно составлять 150 тыс. чел. И наши издательства выкатывают им под нос изрядную дулю. Это понятно. Времена, когда читать было немодно, миновали. Теперь издательства принцип "издаём то, что пусть худо-бедно, но читают" сменили на прямо противоположный: "пусть читают то, что мы издадим".

Ситуация дико напоминает детский двор с несколькими песочницами. В этой песочнице, большой и глянцевой, рулит Оксана Робски, в той, победнее, но погорластее, - Владимир Спектр или Сергей Минаев, в отживающих своё бандитских песочницах традиционный беспредел. У начинающего писателя вариант один - примкнуть к какой-нибудь песочнице. Но чужих туда не принимают. И в этом - самая главная засада. Потому что на выходе мы имеем довольно бездарно написанный продукт. Причина очевидна. Те же самые такие модные нынче новые производственные романы пишут, как правило, офисные работники. Результат - тяжёлый мёртвый язык, нашпигованный канцеляризмами, идиотский офисный юмор и прочие корпоративные приблуды. Непроходимая тупость мотиваций. Такое впечатление, что офисные работники этими писульками стремятся хоть как-то оправдать своё существование - по сути ведь, большинство корпоративных служащих в своих конторах занимаются ерундой и ничегонеделанием. Нельзя же всерьёз и с огоньком посвятить всю жизнь продаже консервов или прокладок.

Допустить, что среди них со временем заведутся талантливые писатели, можно. Другое дело, что и этих гипотетических талантов постигнет на ниве офисного романа неудача. За примером далеко ходить не надо. Советские литераторы, даже самые талантливые, не создали за всё время СССР ни одного хорошего производственного романа. Так почему нынешние офисные выскочки уверены в том, что им удастся то, что не удалось настоящим монстрам, крепким профессионалам? Вспомним Анатолия Рыбакова. Его производственные романы "Водители" или "Лето в Сосняках" сейчас помнят разве что профессионалы. А вот "житейских" "Детей Арбата" знают все и если не читали, то хотя бы смотрели недавний сериал. Но авторов калибра Рыбакова у нас пока что не видать.

То же самое, с небольшими коррективами, можно сказать и об остальных песочницах. Литературы там нет, есть только сфера услуг. Она нуждается в рекламе, отсюда все эти "читать модно". Книги впаривают как новые модели мобильников. Неудивительно, что не появляется "вечных книг", которые хочется всё время перечитывать. Доверчивого читателя искуснейшим образом разводят на деньги. Механизм элементарен. "Как? У тебя нет последней навороченной модели мобильника? Да ты лузер!" заменяется на: "Что? Не читал последнего романа Царёвой? Лох позорный!" Как видите, о качестве собственно романа речи даже не идёт.

Знаете, пусть лучше я останусь лохом в компании настоящей литературы, чем стану "продвинутым" в компании офисных и гламурных выскочек.

ОТ РЕДАКЦИИ. На этой книжной выставке-ярмарке впервые были представлены и книги журналистов "АиФ": "Самые завидные женихи России. Поймать и окольцевать!" Полины МОЛОТКОВОЙ и "Спонтанный драйв!" Константина КУДРЯШОВА. Поздравляем коллег!

Смотрите также:

Также вам может быть интересно