Сколько всегда ведется разговоров, что культура у нас "в загоне". Скромных бюджетных средств на нее вечно не хватает, как на нечто нужное, но не "жизненно необходимое". Однако... деньги из бюджета на учреждения культуры все-таки регулярно выделяют, только вот далеко не все они до этих учреждений доходят.
В 1997 г. в Генпрокуратуру России пришла анонимка от сотрудников Министерства культуры. В ней был изложен факт: у замминистра Вадима Демина каким-то чудодейственным (а скорее просто незаконным) образом появилась новая квартира. Причем старую неприватизированную он тоже себе сохранил. Кто оплатил новое жилье для замминистра? Сотрудники подозревали крупную взятку и просили провести расследование. Генпрокуратура заинтересовалась фактом, и ГУБЭП МВД России занялось его проверкой.
Комитет муниципального жилья подтвердил, что на старшего сына Демина Кирилла действительно есть договор купли-продажи: в октябре 1996 г. ему купили неплохую 2-комнатную квартиру. Причем квартира была куплена на бюджетные деньги: за нее почему-то заплатила Российская академия театрального искусства (бывший ГИТИС, а ныне РАТИ). Сумму для оплаты взяли из выделенных вузу средств на долевое участие в жилищном строительстве.
Тут-то милиционеры заинтересовались всерьез. Выяснили, что покупку предваряло письмо на имя ректора РАТИ: "Министерство культуры просит выделить 2-комнатную квартиру в Москве для преподавателя Демина К. В. Необходимые средства на эти цели академии будут перечислены".
И действительно, РАТИ получила 400 млн. неденоминированных тогда еще рублей из лимитных средств на капитальное строительство. А надо сказать, что в тот год лимиты на капстроительство (всего было выделено 15 млрд. рублей) по подведомственным Минкультуры организациям уже давно были распределены. И в списке организаций, которым повезло, никакой РАТИ не было и в помине. То есть деньги на капстроительство ей в 1996 г. не полагались. Хотя нетрудно догадаться, что среди сотрудников РАТИ тоже были нуждающиеся в жилье. Но им выкраивали на него деньги за счет платного обучения и аренды помещений. А теперь вот Минкультуры изыскало финансовые средства из оставшегося резерва. Для сына замминистра.
На самом деле Кирилл Демин преподавателем РАТИ не был. Он артист Малого театра. Зато его отец был куратором академии. А кроме того, до назначения в министерство был ее ректором. И Демин-старший подписал бумагу об изменении инвестиционной программы и о выделении денег для РАТИ. (Хотя за распределение подобных средств отвечал не он, а другой замминистра - Брагин. Так что, по сути, Демин поступил противозаконно, распоряжаясь деньгами министерства на свое усмотрение.)
Из объяснения Демина правоохранительным органам следует, что он проживал вместе с женой и тремя сыновьями в 3-комнатной квартире площадью 44,4 м2. И в 1995 г. обратился к тогдашнему вице-премьеру правительства Ярову с просьбой об улучшении жилищных условий. А тот поговорил с Уринсоном (тогда 1-м замминистра экономики). И Минэкономики обещало выделить Минкультуры на это дело денежные лимиты. Однако никаких официальных бумаг на эту тему не было...
Тогдашний министр культуры Сидоров в свою очередь обратился с просьбой о льготном предоставлении жилья Демину в правительство Москвы. Но в Комитете муниципального жилья отказали из-за того, что Демин не был очередником. И предложили купить жилье по коммерческим ценам. Кирилл Демин от жилья в районах массовой застройки отказался из-за удаленности от центра, а от покупки в центре - из-за высокой стоимости.
Вот тогда-то, по словам Вадима Демина, коллеги и посоветовали ему организовать покупку через Академию театрального искусства. Демин написал прошение на имя министра культуры Сидорова - оплатить выделенную Комитетом муниципального жилья квартиру. Сидоров поставил резолюцию: "Прошу оплатить как положено по закону". По закону, правда, не получилось, хотя бы потому, что не было положенного заседания жилищной комиссии. Может, она действительно бы решила, что семья Демина нуждается в дополнительной площади (пятеро человек - все-таки многовато), но вот согласилась ли бы выделить 2-комнатную квартиру на одного человека - еще вопрос.
РАТИ пришлось, выполняя команду начальства из Минкультуры, не только оплатить квартиру, но и оформление нотариального удостоверения (почти 5 млн. руб.). Кроме того, институт спустя год вынужден был уплатить штраф в налоговую инспекцию за то, что приобретший квартиру Кирилл Демин не заплатил за нее налог. Но зато хоть остатки средств, выделенных на квартиру, РАТИ смогла использовать для себя - на капитальное строительство учебного корпуса к новому 1996/1997 учебному году.
В июне 1999 г. собранные материалы ГУБЭП передало в Генпрокуратуру. Также в июне 1999 г. Демина назначили ректором Института переподготовки работников искусства, культуры и туризма - то есть понизили, но, выходит, упрятали подальше от разгорающегося скандала.
В январе 2000 г. городская прокуратура возбудила уголовное дело по ст. 285 ч. 3 - злоупотребление должностными полномочиями, вызвавшее тяжкие последствия (в данном случае имеется в виду крупная сумма денег). Занялась расследованием прокуратура Центрального административного округа Москвы.
В мае 2000 г. следователь внезапно закрыл дело за отсутствием состава преступления. Это случилось после того, как за Демина вступилось руководство Минкультуры. В двух словах доводы сводились к тому, что деньгами министерства его руководители могут распоряжаться, как хотят.
Тем не менее злоупотребления были. Оперативники предоставили следствию достаточно фактов, и не только о Демине. В самом же ведомстве культуры к злоупотреблениям относятся снисходительно. Например, тогдашний начальник управления капитального строительства Минкультуры Агапов на допросе по делу Демина заявил: "Улучшение жилищных условий сотрудникам аппарата за счет подведомственных организаций являлось стандартной схемой". В частности, он сам подобным образом приобрел квартиру. Имел приватизированную 2-комнатную на одного. За счет подведомственной организации ему купили 3-комнатную, а старую квартиру он продал. Другой аналогичный пример: один из руководителей того же ведомства (фамилию не называем, так как проверка еще ведется), имея приватизированную 3-комнатную квартиру на четверых, приобрел в личную собственность через подведомственные ему учреждения культуры вторую 3-комнатную. Так что на их фоне Демин вел себя еще относительно скромно.
Анализ работы МВД по жалобам и заявлениям сотрудников организаций Минкультуры в 1998-99 гг. (Академии им. Гнесиных, Росгосцирка и других) подтверждает неблагополучную ситуацию. Бюджетные деньги в этом ведомстве так и липнут к рукам коррумпированных чиновников.