Криминологи утверждают, что из абсолютного большинства мошенников могли бы получиться талантливые артисты. Тамара Наливайко, без всякого сомнения, - одна из них. О ее похождениях нашему корреспонденту рассказали в одном из подразделений московской милиции.
Сделка века
Тамару Наливайко с председателем совета директоров строительной фирмы "Стройвел" Василием Симоняном познакомила глава некогда процветающей, а ныне разорившейся финансово-строительной компании "Финстрой-Ж" Алла Жмурева. Она привела "известную в банковских кругах" финансистку в шикарный офис фирмы на Нахимовском проспекте. Представляя ее своим бывшим компаньоном, Аллстрой, как звали ее друзья, сообщила: "Скоро, Василек, вы вновь будете процветать. Моя подруга Томочка сделает так, что у вашей фирмы будет столько денег... Хватит и долги отдать, и дело поставить на совершенно новый уровень. Так что знакомьтесь". Наливайко томно посмотрела на Симоняна и протянула ему руку. Василий Рачикович нервно схватил пухленькую ладонь "спасительницы", страстно поцеловал ее и тихо спросил: "Вы, что, волшебница?" - "Нет, - ответила Томочка, - я финансист международного класса. Много лет работала в ЦБ РФ, затем за границей. Ушла и создала свое дело: представляю в России такие крупнейшие банки Европы, как "Барклайбанк", "Дойчбанк", "Московский народный банк" в Лондоне. Они готовы дать кредиты под гарантии российских банков. Ведь вам нужны беспроцентные кредиты?"
Для подтверждения своих слов она вынула из дамской сумочки несколько доверенностей от действительно известных банков мира. Протянула их бизнесмену. Взяв их, он стал внимательно рассматривать "бесценные документы". Они были изготовлены на специальной банковской бумаге с защитой, текст и подписи скреплены "настоящими" печатями. Что ни говори, а на Западе культура делопроизводства на уровне. Все это произвело на Василия Симоняна сильнейшее впечатление. Он неожиданно для себя вдруг поверил этой толстухе и понял, что фирма "Стройвел", задолжавшая кредиторам более 3 млн. долл. США, спасена.
"Конечно, нужны, - чуть было не закричал от радости председатель совета директоров, но успокоился и продолжил: - Но что для этого нужно от нас? Ведь бесплатный сыр бывает только в мышеловке!" - "Мне нужен кабинет, компьютер, факс, ксерокс и немного денег, - сухо, по-деловому ответила "финансистка". - От каждой сделки вы будете получать не менее 1 млн. долл. США. Мне же хватит 5%. Одновременно буду работать с четырьмя банками, так что заработки будут весьма приличные. За месяц намолотим 3-4 "лимона" "зелеными". Не хило? Чтобы нормально трудиться и жить, мне нужна зарплата в пределах 2-3 тыс. долл. в месяц. Сами понимаете, что мне придется встречаться с крупными финансистами... Да, еще мне необходима личная охрана. Людей я подберу сама".
Симонян согласился и предложил обмыть сделку в ресторане "Арарат". Аллстрой от обеда отказалась, сославшись на занятость.
150 тысяч долларов США за банкет
Тамара Наливайко появилась в офисе строительной фирмы в начале февраля этого года. Ей был выделен уютный кабинет генерального директора Каштоняна, где было все необходимое для работы финансистки "международного" класса. Охрана заняла комнату отдыха. Первую неделю она совсем не выходила из здания: ночевала и питалась в кабинете. Даже парикмахеры и официанты из ресторана приходили в офис исключительно по вызову. Симонян заходил к ней редко, но, видя, как Наливайко работает, уходил. Скоро Тамара пришла к нему сама и сообщила, что первый этап работы закончился вполне успешно: к концу месяца фирма "Стройвел" получит свои первые 2 млн. долл. США. Свою информацию она подтвердила факсами и договорами из зарубежных банков. Симонян подписал договоры, даже не прочитав их, поскольку все они были выполнены на английском языке. Вторую партию договоров бизнесмен подписал еще через неделю. По словам Тамары, фирма в результате финансовых операций получит 4,5 млн. долл. США. Симонян не скрывал радости. Добыть из воздуха такие деньги - такое только в сказках бывает. Собрав правление и совет директоров фирмы, Василий Рачикович сообщил всем благую весть, которую затем дружно и бурно отметили в ресторане. На пиру кроме руководителей строительной фирмы присутствовали героиня банкета Тамара Наливайко и Аллстрой.
После изрядного возлияния армянских коньяков компания в суженном составе двинулась на виллу Симоняна. Там Тамара сообщила главному строителю, что завтра она должна быть в Англии с подлинниками гарантий крупнейших банков России. Для того чтобы вояж состоялся, необходимо ни много ни мало 150 тыс. долл. США. "Зачем такие деньги?" - спросил Симонян. "Взятки российским банкирам за подлинники гарантий, обновление моего гардероба плюс билеты, гостиницы, банкеты и подарки для зарубежных банкиров, согласившихся инвестировать фирме такие приличные деньги, - парировала "международная финансистка". - Все должно быть на высшем уровне. Деньги должны быть завтра к 10.00". Хотя задача перед Симоняном стояла непростая, он решил во что бы то ни стало найти нужную сумму. Потребовалась целая ночь, чтобы взять у друзей и родственников в долг под 10% 150 тыс. долл. США. Хотя он и понимал, что рискует, но игра стоила свеч, и он утром следующего дня передал деньги Наливайко. Шли дни, а обещанного звонка Тамары Наливайко из Лондона в фирму так и не поступило. Вместе с ней бесследно пропала и ее подруга Алла Жмурева. В память о них строительная фирма получила счета от телефонного узла, ресторана, магазинов размером 10 тыс. долл.
Дорога в ад
В первое время Симонян не стал обращаться в правоохранительные органы. Однако по настоянию акционеров и кредиторов все же побывал у следователей. Свои, казалось бы, не вполне логичные шаги он объяснял тем, что фирма "Стройвел" практически обанкротилась и ему хотелось во что бы то ни стало поправить финансовое положение. Но, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. С тем и попал бизнесмен в руки нечистоплотных мошенников. Самое удивительное в этой истории, что жертвами таких преступных групп в России стали многие коммерческие структуры. Обобранные до нитки, они даже не могут доказать факт мошенничества со стороны таких аферистов, поскольку все операции были санкционированы их руководителями. Пока ни одно такое дело не доведено до суда. Недавно один из таких дельцов убеждал меня, что их деятельность вполне реальна и ничего общего с мошенничеством или махинацией не имеет, что в цивилизованных странах она давно уже легализована. Не смею утверждать обратное, но в российских условиях даже самая замечательная программа получения инвестиционных денег трансформируется и носит, как правило, уродливый характер. И результат, как всегда, один - негативный.