Примерное время чтения: 6 минут
95

Как вернуть в Россию миллиарды долларов

Джеймс Лич, председатель комитета по банкам палаты представителей конгресса США:

"Мы хотели помочь России в переходе от коммунизма к рыночному демократическому обществу, а вместо этого получили страну воров-олигархов. Я уверен, что сумма "отмытых" через "Bank of New York" долларов не менее 100 миллиардов".

СКАНДАЛ с отмыванием через "Бэнк оф Нью-Йорк" миллиардов долларов из России западные газеты окрестили по аналогии с "уотергейтом" "рашагейтом".

РЕСПУБЛИКАНЦЫ конгресса США, предчувствуя запах крови демократов, которые все эти годы выступали за финансовую помощь России, конечно же, решили не оставаться в стороне. 21 и 22 сентября состоялись слушания в специальном комитете конгресса, который рассмотрел обвинения в адрес "Бэнк оф Нью-Йорк". На слушания приглашены 20 свидетелей, среди них Джанет Рино - генеральный прокурор США, Ларри Саммерс - министр финансов, Роберт Моргентау - прокурор Нью-Йорка, а также целая группа банкиров и ученых из России, Европы и Америки.

Показания в конгрессе - дело не шуточное. Напомним, что президент Клинтон пострадал из-за скандала с Моникой Левински главным образом не потому, что занимался с ней сексом, а потому, что дал лукавые, скажем так, показания прокуратуре, когда его допрашивали о связях с Моникой.

Возможно, слушания в конгрессе США и прольют свет на природу денег, "чистых" или "нечистых", поступавших из России в последние годы. Но уже сейчас можно предположить, что это за деньги.

ВЕРСИЯ 1. Джим Лич утверждает, что это часть денег, которые поступили в Россию из МВФ. О том, как отмывали кредит МВФ, "АиФ" подробно написал в предыдущем номере.

ВЕРСИЯ 2. "Бэнк оф Нью-Йорк" отмывал криминальные или "грязные" деньги. Под выражением "отмывание денег" обычно подразумевается перевод средств через сеть банков или компаний в целях сокрытия их происхождения. Это либо средства, которые являются результатом криминальной деятельности, либо средства легального бизнеса, уводимые от налогов.

С отмыванием криминальных денег западная печать, в частности английская газета "Таймс", связывает имя Григория Лучанского (см. колонку справа). Его компания "Нордекс" была названа ЦРУ "организацией, связанной с русской криминальной средой". Европейские и американские сыщики подозревали, что "Нордекс" использовал свой офис в Вене в качестве прикрытия для отмывания криминальных денег.

Впервые фамилия Лучанского была названа английской полицией в 1995 году в ходе проведения операции под кодовым названием "Иван". Цель операции - определить степень влияния русской мафии в Лондоне.

"Нордекс" также был связан, как утверждают, с похищением компонентов ядерного оружия и к середине 90-х годов контролировал около 60 деловых компаний в бывшем Советском Союзе и еще 40 компаний на Западе.

По данным английской печати, концерн "Нордекс" включал также 8 или 10 оффшорных компаний, находящихся под британской юрисдикцией. Все эти оффшорные компании управлялись менеджером, который работал в центре Лондона, и в 1996 году офис компании, а также квартира менеджера подверглись обыску лондонской полицией. Однако официальных обвинений менеджеру "Нордекса" предъявлено не было, так как сыщики не смогли доказать, что переводимые через оффшорные компании деньги были криминального происхождения.

Как утверждают, г-н Лучанский был деловым партнером Виктора Черномырдина. Фамилия Лучанского появилась в заголовках газетных статей после того, как он сфотографировался с президентом Клинтоном на обеде по сбору денег для президентской кампании в 1993 году.

ВЕРСИЯ 3. "Отмывание" денег в целях ухода от налогообложения. Эта схема может применяться вполне респектабельными фирмами, импортирующими товары в Россию, и в ней уже много лет задействованы десятки европейских и американских банков. Схема эта довольно проста: составляется контракт на импорт товаров по цене, скажем, в два раза ниже рыночной. Это позволяет уйти как от импортных сборов, так и от уплаты налогов на полученную прибыль. А полный расчет осуществляется через подставную фирму, находящуюся за рубежом.

Все бы ничего, если бы газета "Таймс" не включила в список тех, кто "отмывал" деньги, - Романа Абрамовича (см. колонку справа), нефтяного магната, руководителя сибирской нефтяной компании "Сибнефть", когда-то связанной тесными узами с банком "МЕНАТЕП". А "МЕНАТЕП" тесно сотрудничал с "Бэнк оф Нью-Йорк". Бывший 1-й заместитель председателя правления "МЕНАТЕПа" Константин Кагаловский, как известно, - муж теперь уже уволенной из "Бэнк оф Нью-Йорк" Наташи Гурфинкель. Против банка "МЕНАТЕП" и фирмы "Валмет", как сообщает западная печать, возбуждено отдельное уголовное дело в связи с так называемой толлинговой системой сокрытия прибыли от реализации российского титана. По толлинговой схеме сырье продается оффшорной компании по ценам ниже рыночных, которая затем продает металл по рыночным ценам и прикарманивает разницу.

Итак, если проанализировать публикации в западной прессе на тему скандала по отмыванию российских денег, то можно обратить внимание на следующие два обстоятельства:

Во-первых, практически никогда не указываются конкретные источники информации. Как правило, западные газеты используют такие фразы, как "по сообщениям спецслужб", или "как нам стало известно", или "как утверждают", или "один из сотрудников прокуратуры" и т. д.

Во-вторых, в этом скандале поражает разброс сумм - от 4 млрд. долларов до 100.

Возможно, слушания в конгрессе США прольют свет на этот громкий скандал и мы узнаем хотя бы частичку правды о том, что действительно происходило с утечкой капиталов из России. Но главное не это, главное - сделать так, чтобы деньги, которые сейчас работают на США, на европейские страны, вернулись в Россию и были инвестированы в российскую экономику.

Как это сделать? Выход из ситуации предлагался многими российскими экономистами и политиками: нужно объявить амнистию всем капиталам, которые находятся за рубежом, и обеспечить им спокойное, без репрессий и санкций, возвращение на российскую территорию. Возможно, следовало бы возвращенные и инвестированные в российскую промышленность капиталы на какое-то время освободить от налогообложения.

Казалось бы, заманчивое предложение, но, как у нас говорят, для этого нужна "политическая воля", соответствующие законы, принятые Государственной Думой, соответствующий режим, обеспечивающий неукоснительное исполнение законодательства, наконец, нужна политическая стабильность, которая позволила бы российским бизнесменам поверить в то, что правительство действительно заинтересовано в деньгах, которые работали бы на российскую экономику.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно