В начале прошедшего лета в нашей печати сообщалось об одном из крупнейших в истории США финансовых скандалов, завершившемся выплатой беспрецедентного в мире частного бизнеса денежного штрафа в размере 3 млрд. долл. Эта сумма была переведена со счета нефтяной корпорации "Тексако" на счет ее конкурента - компании "Пеннзойл". "Яблоком раздора" для двух нефтяных гигантов оказалась относительно мелкая фирма "Гетти ойл", основанная в свое время Жаном-Полем Гетти, считавшимся когда-то "самым богатым человеком в мире". Как нам кажется, история Гетти и его семьи должна представлять интерес для наших читателей.
О ЖАНЕ-ПОЛЕ Гетти при жизни писали немало - как о человеке "с причудами". Выло известно, например, что, став миллиардером, он чрезвычайно внимательно относился к своему здоровью: изобретенная им самим диета включала в себя только вареную морковь, инжир и финики, причем на стол все это подавилось на золотых блюдах. Перед каждым приемом пищи он делал упражнения по системе йогов, а число шагов по усадьбе ежедневно измерял шагомером.
Сообщалось также, что, приобретая поместья и замки на разных континентах и украшая их шедеврами искусства, Гетти в быту отличался патологической скупостью. Так, в купленном им замке Саттон-Плейс (знаменитом, в частности, тем, что там насчитывалось 34 спальни и 14 ванных комнат) были проведены две телефонные линии. Одна предназначалась для хозяина, другая - для гостей, причем для пользования последней в аппарат нужно было опустить манетку.
Широко известен стал и эпизод, когда внук миллиардера был похищен с целью выкупа и искалечен похитителями.
НА ТРОНЕ "НЕФТЯНОГО КОРОЛЯ"
Жан-Поль Гетти родился в конце прошлого века в ирландской семье, проживавшей в американском городе Миннеаполисе. Его отец, адвокат по профессии, занялся в свое время нефтяным бизнесом и разбогател. Жан-Поль, единственный сын, получив образование в лучших американских и зарубежных колледжах, последовал по стопам отца и также включился в нефтяной бизнес. Уже в молодом возрасте он решает, что отец - помеха в семейном бизнесе, и всеми силами пытается вытеснить того из "дела". Полностью это не удается, и, умирая, отец в завещании не оставляет сыну ни цента.
Жан-Поль обращается к матери с просьбой о займе, но получает отказ. В отместку за это он в течение 30 последующих лет не разговаривает с ней и не приглашает ее ни на одну из своих пяти свадеб.
В начале 20-х годов нашего века Жан-Поль был уже миллионером, а в период начавшейся в 1929 г. "великой депрессии" его богатства умножились многократно, поскольку акции большинства компаний стремительно дешевели и приобретать их можно было буквально за бесценок. К началу второй мировой войны Гетти владел целой сетью нефтяных скважин, нефтеперерабатывающих заводов и бензоколонок, разбросанных по всей Америке. Позднее его предпринимательская деятельность распространилась на Ближний Восток и Западную Европу.
"Самым богатым человеком в мире", по оценке американского журнала "Форчун", Гетти стал в 50-х годах (его состояние оценивалось в 3 - 3,5 млрд. долл.).
"НАСЛЕДНИКИ ПО ПРЯМОЙ"
"Жан-Поль Гетти хотел стать основателем династии, - отмечал журнал "Лайф", - однако многие члены его семейства, в отличие от Рокфеллеров или Кеннеди, друг друга терпеть не могли".
Своим преемником миллиардер хотел видеть старшего сына Джорджа. Возможно стремясь "научить его жизни", Гетти-отец относился к нему исключительно сурово, подвергая постоянным унижениям в присутствии служащих компании и друзей. Для того чтобы повидаться с отцом, Джордж был вынужден записываться к нему на прием за неделю. Случалось, Гетти-старший ежедневно "донимал" сына телефонными звонками с угрозами и оскорблениями. Ко всему этому добавились неудачи в семейной жизни.
Джордж "сломался". Его постоянными спутниками стали транквилизаторы и алкоголь. Окончательный "срыв" произошел летним вечером 1973 г. Приняв "дозу" алкоголя, Джордж сначала сделал несколько выстрелов из ружья с балкона собственного дома, а затем кухонным ножом нанес себе несколько ударов в живот. Эти раны оказались не смертельными, и Джордж принял сразу несколько сильнодействующих снотворных таблеток. Спасти его не удалось.
Трагично сложилась и судьба второго сына - Поля. Он женился на красавице-манекенщице, выступавшей в изысканных салонах Парижа и Рима. После свадьбы молодожены приобрели известность в Европе как любители сверхроскошной жизни (что, впрочем, не мешало им участвовать в праздниках хиппи и ультралевацких демонстрациях). Постепенно они оба пристрастились к наркотикам, и однажды супруга Поля была найдена мертвой в своем доме: как писала пресса, смерть наступила от слишком большой дозы героина.
В зарубежной печати появлялись сообщения и об истории, происшедшей с одним из внуков Гетти-старшего, прозванным в кругу друзей "золотым хиппи". В 1973 г., будучи в Италии, он исчез, а через некоторое время семья получила письмо с требованием выкупа в 3 млн. долл. ("Неудивительно, что рано или поздно кому-то пришла в голову идея похитить внука самого богатого в мире человека, особенно если учесть, что этот внук шатался в Риме по тем же ночным клубам, что и "громилы"- мафиози, торговцы наркотиками и прочий сброд" - так прокомментировал случившееся журнал "Лайф".) Жан-Поль Гетти наотрез отказался вести с похитителями какие-либо переговоры: он-с самого начала заподозрил инсценировку, подстроенную собственными детьми, позарившимися на его капиталы.
Похитители, однако, оказались вполне реальными. Отказавшись снизить размер выкупа, они передали по телефону угрозу "разрезать внука Гетти на части и переслать по почте, если деньги не придут в срок". Затем от угроз перешли к действиям: в редакцию одной из газет пришла посылка с отрезанным человеческим ухом и фотография "золотого хиппи" с покалеченной головой. В конце концов Гетти-старший согласился выплатить часть выкупа, поскольку, как он сам признал, шум, поднятый прессой вокруг случившегося, мог "помешать бизнесу".
"Я СОГЛАСЕН, ТОЛЬКО ЗАПЛАТИТЕ..."
Гетти-старший умер в 1976 г. Среди наследников наибольший вес приобрел третий сын - Гордон, знаменитый, в частности, тем, что он еще при жизни отца долго судился с последним, требуя выплаты почти 50 млн. долл. из семейных фондов.
Наследство Гетти оставалось огромным, хотя из-за ошибок в руководстве компанией и ссор между наследниками цена акций "Гетти ойл" упала в начале 80-х годов вдвое. Гордон принял решение продать "Гетти ойл". Покупатель - компания "Пеннзойл" - нашелся быстро. Был подписан контракт о слиянии двух компаний. Но...
Как писал французский журнал "Пари-матч", через несколько дней после заключения сделки на пороге дома Гордона Гетти появился представитель корпорации "Тексако". Если верить журналу, последний лишь успел сказать начало фразы: "Я хочу вам предложить...", как Гордон, сразу же догадавшийся о цели визита, перебил: "Я согласен". Правда, потом, улыбаясь, добавил: "Надо бы мне было подождать, пока вы назовете вашу цену".
Таким образом, "Гетти ойл" оказалась проданной повторно, за большую сумму, хотя это и противоречило законам США. "Пеннзойл" обратилась в суд. Продолжавшаяся 4 года тяжба закончилась в ее пользу: суд обязал "Тексако" выплатить беспрецедентную компенсацию в размере 10 млрд. долл. Под конец "Тексако" "уговорила" конкурента удовольствоваться суммой в 3 млрд. долл. наличными. Для выплаты этой суммы "Тексако" объявила себя банкротом и приостановила выполнение финансовых обязательств.
...В западной прессе рассказы о "феномене Гетти" все чаще стали дополняться рассуждениями о "проклятии клана Гетти, передающемся из поколения в поколение". Личность и биография Жана-Поля Гетти, судьба его детей, несомненно, неординарны. Но, может быть, дело здесь не только в конкретном человеке?
По материалам зарубежной печати.
Подготовил Б. КОНОВАЛОВ.