Примерное время чтения: 5 минут
309

Как "Крокодил" платьями обзавелся

СВОЙ бизнес три года назад Евгения Самитина и Нина Кокорева начинали с нуля на чистом энтузиазме: с мастерской в обычной квартире и небольшого офиса. Что такое бизнес-план, они знали лишь понаслышке. Сейчас их фирма по прокату карнавальных костюмов "Крылатый крокодил" пользуется в Москве необычайной популярностью, а весь бизнес оценивается минимум в 200 тысяч долларов.

ПЕРЕСТУПИВ порог комнаты, где хранятся костюмы, я словно оказался на киностудии, в которой снимают великую историческую сагу. Здесь были камзолы из гобелена, мундиры, платья из бархата, плащи, накидки, этнические одеяния индейцев, костюмы гейш, монашек, графа Дракулы... Они нависали сверху, подпирали слева и справа. От изобилия расцветок и фасонов рябило в глазах. "Каждый костюм - ручная работа. Мы не делаем одинаковых платьев. Ведь это неинтересно, - говорит директор "Крылатого крокодила" Евгения Самитина. - Сейчас у нас уже набралось более 600 костюмов. ...Ой, а сюда лучше не смотрите! - вскрикнула Евгения, пряча в гущу платьев какой-то плащ. - Это один из наших первых костюмов. Мы его сделали из обычной шторной ткани".

Все началось с грибов

ИДЕЯ создать такой необычный бизнес родилась неожиданно. Обе подруги увлекались театром, а Нина Кокорева еще и играла на московской сцене "Четвертая стена". И вот туда частенько обращались люди с просьбой дать на день-другой костюм для какого-нибудь праздника. "Во время одной из поездок по грибы мы подумали: "А почему бы и нет?" - вспоминает Евгения Самитина. - Вот так дело и пошло". Но перед женщинами тут же встали проблемы: где взять денег? как организовать работу?

Со стартовым капиталом помог знакомый бизнесмен. Однако просто так денег давать он не собирался. Он попросил Евгению показать ему бизнес-план. "А я в жизни их не составляла и представление о них имела совсем туманное, - говорит Евгения. - Вот так, обложившись книгами, с помощью знакомых, да и еще звезды помогли, составили мы этот самый план. Выходило, что кредит мы вернем через три года. На быструю прибыль мы не рассчитывали". В итоге на раскрутку они получили 30 000 долларов.

На эти деньги женщины пошили 30 собственных костюмов и еще 15 купили у театральных училищ. Небольшое помещение под офис взяли в аренду неподалеку от дома. Ведь шили костюмы на квартирах, да и дешевле было, так как находился офис за пределами Садового кольца.

Настала очередь задуматься о рекламе. "Если кому-то нужна услуга, то люди часто звонят в справочную, - рассуждали мы. Поэтому в первую очередь разместили информацию о нас в платной справке", - говорит Евгения Самитина. Кроме того, предпринимательницы дали рекламку в прессе и еще напечатали стопку листовок, которую сами же разнесли по близлежащим школам и домам.

21 декабря 1999 года женщины официально вышли на работу. "Это был первый день, и все сильно волновались, - вспоминает Самитина. - Но никто не позвонил. Не было звонков и на следующий день. Мы даже упали духом". Однако выдержка взяла верх. Через неделю, за три дня до Нового года, появился первый клиент. Школа взяла напрокат сразу семь костюмов. Потом пошли еще заказы. Новый год "Крылатый крокодил" встретил с выручкой в 400 долларов.

Нестрашный Хэллоуин

ОДНАКО вскоре после праздника поток клиентов иссяк. Предпринимательницы столкнулись с новой проблемой - отсутствием заказов в межсезонье. Но работа не прекращалась. "Крылатый крокодил" продолжал пополнять ассортимент костюмов. "Мы увеличивали кредиторскую задолженность, - смеется Евгения. - В тот период бывало, зарплату по несколько месяцев не получали. А у нас уже работали два швейных мастера". Пришлось занять еще 30 000 долларов.

Спасение пришло откуда не ждали. Первый Хэллоуин принес фирме заказов на 4500 долларов. "Мы даже и не подозревали, что существует такой праздник, и оказались к нему совершенно не готовы", - говорит Самитина. Однако благодаря Хэллоуину стало ясно, что клиенты готовы платить хорошие деньги, но за хорошее качество, что коллекцию нужно развивать и дальше, что многих интересуют костюмы под заказ.

Предпринимательницы перестали экономить на материалах. Искусственный бархат сменил натуральный, парчу стали брать более качественную, появились гобелены. Кроме того, клиенты могли забронировать костюм. Это позволило компании поднять цены на прокат костюмов до 400-1500 рублей в день. Прежде услуга обходилась в 200-500 рублей.

"Мы сразу почувствовали, что стали интересны большому количеству людей, - рассказывает Евгения Самитина. - У нас начали брать наряды для корпоративных вечеринок иностранные компании, попросили сшить униформу для официантов несколько ресторанов. Наша ошибка была в том, что изначально неправильно оценили круг клиентов. Мы думали, что будут брать в основном школы, училища, частные клиенты с небольшими запросами. Но оказались не правы. Людей интересовали пышные качественные костюмы". Фирма стала позиционировать свои услуги как элитарные.

Дела пошли в гору. Предпринимательницы дали рекламу в хорошие журналы, потратив за год на нее 16 000 долларов. Вскоре журналы сами стали брать у "Крылатого крокодила" костюмы напрокат для украшения своих страниц.

Сейчас в компании работают 15 человек: 7 мастеров по костюмам, менеджеры и водитель. Услугами фирмы воспользовались более двух десятков клубов и ресторанов, регулярно обращаются компании, оборот перевалил за 110 000 долларов. А недавно предпринимательницы сами отмечали праздник - полностью погасили кредит. Думается, что отмечали тоже в костюмах.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно