Примерное время чтения: 9 минут
141

Россия. По "Царской дороге" с ветерком

Мне нередко приходится ездить на электричках по самой старой железной дороге страны Москва - Петербург. Если и вы не поленитесь и вместо ночной "Красной стрелы" до Питера сядете на утреннюю тверскую электричку, то можете совершить путешествие не менее содержательное, чем в свое время Александр Сергеевич Пушкин.

В ЕГО эпоху не принято было торопиться, как впрочем, и ожидать от путешествия особого комфорта. Сначала, недели хотя бы за две, надо было подать прошение губернатору и выписать подорожную бумагу, по которой на разных станциях вам должны были давать ночлег и менять лошадей. Подорожная стоила бешеных денег по тем временам (до 70 рублей* из Москвы в Петербург), но без нее частному лицу нельзя было свободно перемещаться. Передвигались с почтовым обозом. Ходил он крайне нерегулярно, смотрители станций ленились, уходили в запой, да и просто "зажимали" лошадей. Потому застрять можно было не на одну неделю.

Современники Радищева, Пушкина и Гоголя это знали, поэтому стремились как-то компенсировать дорожные неурядицы, превращая тривиальную деловую поездку из одной столицы в другую в развлекательные визиты к родственникам и знакомым, которых у многих на такой дороге было немало по окрестным деревням и городкам. Заедут к какой-нибудь тетеньке, а у нее полно дочек на выданье. А рядом гусарский полк стоит. И пошло-поехало. Балы, романы, дуэли. Оттуда утащит какой-нибудь сосед на охоту с пьянкой. Не то что неделями, месяцами не могли до Питера доехать. Забывали, зачем из Москвы выехали.

Что же хорошего уготовил путешественнику современный дорожный сервис?

Тверь

2,5 ЧАСА с Ленинградского вокзала - и вы в древней Твери. Здесь можно остановиться ради экскурсии в старую часть города, прекрасной картинной галереи и посещения города Торжка, если решили поехать именно по старому Петербургскому тракту. Я отлично знаю все вокзалы на этой дороге и смело могу утверждать, что по комфорту и современности тверской вокзал может поспорить со многими европейскими. Причем заложен и отстроен он был еще в советское время. Рядом сохранилась очень неплохая станция начала XX в.

Тверской железнодорожный вокзал знаменит своим шикарным зимним садом с пальмами во все 12 м его высоты и другими экзотическими растениями в зале ожидания. Чистота и отсутствие бомжей, которых милиция гоняет регулярно, здесь давно приняты за норму. Пребывание в ночное время платное - стоит чуть меньше семи рублей. Рядом с вокзалом отель "Турист" (дорогой, от 200 руб.) и вполне умеренные по ценам комнаты отдыха (от 55 руб. место в 5-местном номере). Если поехали с утра с прицелом посетить Торжок, ночевать в Твери нет смысла, а лучше доехать за 1,5 ч туда и там провести ночь - будет дешевле.

Торжок

ПУШКИН Торжок любил. И не только из-за котлет Пожарского. Там у него тоже была куча друзей и родственников. Так что гостил здесь поэт подолгу. Торжок стоит посетить из-за чудом сохранившейся старины. Он один из немногих городов, наименее испорченных типовой застройкой. Над его обликом потрудились многие русские архитекторы XVIII-XIX вв. И конечно, Торжок знаменит своими народными умельцами, и прежде всего золотым шитьем. Старое училище золотой вышивки в наши дни обрело новую жизнь. По-прежнему дипломные работы учениц завоевывают первые места в Европе и Америке, их изделия в музее приводят в трепет заезжих иностранцев. Любой желающий может пройти в училище курс ремесел за умеренную плату. Посмотреть музей и училище просто: прямо от вокзала до Привокзальной улицы. Оттуда еще 15 минут ходьбы в старую часть города. По дороге найдете и знаменитую гостиницу Пожарского.

В Торжке на одну ночь можно удовольствоваться комнатой отдыха на вокзале всего за 30 рублей. Сам вокзал не бог весть что, но чистый и с круглосуточным буфетом. По четным дням ходит ночной поезд в Питер.

Бологое

И КЛАССИЧЕСКИЙ старый путь, и новый тоже никак не может обойти ключевую станцию дороги на Петербург - Бологое. Там можно неплохо "зависнуть", дожидаясь утренней электрички. Комнаты отдыха от 44 рублей. Всю ночь работают закусочные, телефон, ресторан. Станция знаменита не только шлягером перестроечных времен ("Бологое - это где-то между Ленинградом и Москвой"), но и тем, что в начале XX в. была лучшей станцией этой дороги. Зимнего сада там, правда, нет, но состояние достаточно приличное. Из славного прошлого сохранился великолепной работы огромнейший буфет, который презентовал станции сам Николай II при ее открытии. На него зарился местный музей, но, видимо, по бедности вывезти многотонный шедевр не удалось. Так и стоит на учете, используемый до сих пор по прямому назначению. Вокзал после перестроечного погрома активно обновляется и подмазывается. Жалко только старинных чугунных столбов, которые поддерживали навесы по всем станциям этой линии. Их заменили на бетонные с фонарями. Зато в зале ожидания оставили памятник маленькому Володе Ульянову и его маме.

В самом Бологом смотреть нечего. Однако летом в ожидании электрички желающие могут искупаться и полюбоваться пейзажем этого озерного края. Осенью можно недорого купить ведро ягод или грибов. Из Бологого ходит электричка до Валдая, известного своим музеем колокольчиков и заповедником. Во времена А. И. Радищева здесь было особо бойкое место петербургской дороги, знаменитое баранками и эротическими услугами, которые охотно оказывали проезжающим местные красотки в банях. Как сейчас с этими услугами - затрудняюсь сказать. Баранок нет, валдайские колокольчики навострились делать на одном из новгородских металлозаводов. В последний раз вспышка интереса к Валдаю была связана с варварскими планами - проложить через заповедник сверхскоростную магистраль. По слухам, эта опасность до сих пор не ликвидирована окончательно. Люди, будьте бдительны! Это одно из самых красивых и чистых мест на подступах к Северу России.

Новгород

ЗА ПОСЛЕДНИЕ годы город заметно изменился в лучшую сторону. Чудный старинный кремль, церкви, соборы - настоящее благолепие. Правда, жить в местных гостиницах - сплошное разорение, а недорогой комнаты отдыха на вокзале нет. Вещи лучше оставить на соседнем автовокзале - намного дешевле. Оттуда еще ходят автобусы на Питер. В целом город очень удобен для короткого осмотра. У моста - пристань для прогулочных пароходиков по Волхову с заходом на остров с церковью Спаса на Нередице и к древнему капищу Перынь уже на Ильмень-озере. Отсюда открывается величественная панорама Юрьева монастыря. Монахи за последние четыре года привели обитель почти в исходное дореволюционное состояние. Худо только соседнему скиту, как раз на месте Перыни. Пока там была турбаза, никто туда особо не рвался. Нынче загулявшие новые русские тянутся именно сюда. Если не сможете найти жилье по карману, поживите в рыбацкой деревне, попейте парного молочка, отведайте свежей рыбки, искупайтесь в Волхове.

Прежние путешественники подолгу отдыхали в Новгороде, сберегая лошадей перед последним большим переездом в Питер. Ведь конный экипаж не мог проходить в день более 25-30 км. Быстро двигались только верховые курьеры на царской службе.

Окуловка - Малая Вишера

ЧТО угодно делайте, но не оставайтесь на этой станции. Это самая позорная станция "Царской дороги". От огромного вокзала там сохранился небольшой жутко грязный билетный зал, где, кроме как на подоконники, и присеть негде. Зимой - холод собачий. Недоломанные стулья у батарей занимают бомжи, которые, несмотря на соседство пункта милиции, запросто там живут. Чаю выпить - и то негде. Хуже всего, что из этой Окуловки и уехать, кроме редких поездов и электричек, не на чем. Есть только пара автобусов (не очень дешевых) утром и днем в Новгород. Лучше ночуйте в Бологом, но никак не в Окуловке. Сходное положение и в следующем пункте продвижения в Питер - Малой Вишере. Но там всему есть хотя бы объяснение. Начавшийся было ремонт уничтожил три года назад большой пожар. Пассажиры ютятся в маленькой комнате подсобного флигеля. И эти две станции - наказание божье для путешественников, которым экспрессы не по карману.

Чудово

РЕШИТЕЛЬНО не могу понять, почему в 40 мин. от Малой Вишеры в любые времена здесь прилично содержится станция. Фикусов нет, но зато и криминального элемента минимум. На этой станции мне вернули усилиями милиции и диспетчера сумку с деньгами и документами, забытую в поезде Москва - Новгород. Передали с электричкой из Новгорода на Питер. И выкинули вон мужика, дымившего в вагоне поезда.

Между прочим, ухоженность подобных станций подмечали еще писатели-классики. Ведь далеко не все постоялые дворы на станциях были в упадке. Встречались и чистые, с банями, с благонадежными ямщиками, за которых ручались всей деревней.

P. S. Недавно путешествовала на электричках по Турции, Ирану, Пакистану. Взялась сравнивать увиденное там на местных железных дорогах с нашей действительностью. У них на самой захудалой станции не оставят путешественника без самого необходимого. Особенно женщину - без крыши и ночлега с душем и ужином. Причем ночлег и душ - бесплатно. Хорошо бы и нашим чиновникам в МПС подумать об изменениях к лучшему. Ведь это не просто дорога, а дорога меж двух столиц России.

* Хорошую корову в то время можно было купить за 5-7 рублей, лошадь - от 10 рублей. Крестьянский двор со скотиной, домом и добром - за 100 рублей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно