Примерное время чтения: 7 минут
438

Анатолий Папанов - смешной серьезный человек

14 лет назад, 5 августа 1987 года, скончался замечательный российский актер Анатолий Папанов. Он и умер, как настоящий актер: не доснявшись в нескольких кадрах фильма "Холодное лето 53-го". Вдова Анатолия Дмитриевича Надежда Каратаева вспоминает об их совместной жизни.

Одиночество - это не скучно

- ФАМИЛИЯ Папанов вызывает у многих улыбку - ведь его комедийные герои, например Лелик из "Бриллиантовой руки", вошли в классику жанра. А какой он был в жизни?

- Анатолия Дмитриевича отличала удивительная серьезность. Даже острил серьезно: как бы между прочим, а не стараясь делать это специально. Вообще муж старался оградиться от суеты, шума. На даче, например, частенько надевал старую одежду, чтобы не узнавали, садился на велосипед и уезжал куда-нибудь. Всегда говорил: "Я не понимаю людей, которые считают, что одиночество - это скучно. Я вот, например, могу ходить по лесу и думать, как сыграть ту или иную роль". Вы знаете, он же родился в простой семье, учился средне и вообще слыл этаким дворовым хулиганом. А когда, наконец, до него дошло, как ценны знания, овладевать ими было уже некогда - началась война и Толя ушел на фронт. Поэтому, как только у него появилась возможность, начал жадно заниматься самообразованием, всю жизнь много читал.

- Многие актеры пробуют себя в режиссуре. А Анатолий Дмитриевич?

- Муж всегда хотел заниматься режиссурой. Но еще больше мечтал о серьезных ролях. Вы правильно подметили насчет комического амплуа. Когда Александр Борисович Столпер пригласил его сниматься в фильме "Живые и мертвые", Толя начал отказываться: "Я не смогу, я же комедийный актер". Но режиссер уговаривал: "Ну, придите: мы с вами поговорим и посмотрим". На роль генерала Серпилина Папанова утвердили после первых же проб. В результате он остался доволен этой работой - лента была о войне, а эта тема ему как фронтовику очень близка. Тем более что "Живые и мертвые" - один из первых честных фильмов о начале Великой Отечественной. А Анатолию Дмитриевичу, который оказался на фронте в первые дни войны, именно 41-й особенно запомнился. Правда, Толе тогда, в отличие от Серпилина, было только 17 лет. Это потом уже он получил два ордена Отечественной войны.

Друг от друга не уставали

- НАДЕЖДА Юрьевна, стаж вашей семейной жизни - 43 года. Отношения за это время менялись?

- Все началось с ГИТИСа, где мы познакомились. В разгар второго курса у нас оказался новенький - Толя Папанов. Высокий молодой человек в линялой военной гимнастерке. Он из-за ранения сильно хромал и поэтому ходил с палочкой. Пришел поступать, а вступительные экзамены уже прошли. Тогда художественный руководитель нашего института Михаил Михайлович Тарханов ему сказал: "Ну, милый мой, ты опоздал. Может, тебя сразу на второй курс записать? Там у них мужиков совсем нет. Даже этюды играть не с кем". Кстати, Толя очень много занимался с педагогом по движению, и уже через пару месяцев не только не нуждался в палочке, но и научился красиво танцевать.

Сказать, что он сразу обратил на меня внимание, не могу. Мы просто стали приятелями. Но у Анатолия Дмитриевича был друг, который, попав однажды на наш студенческий вечер, решил за мной поухаживать, заметив тогда Толе: "Какая Надя Каратаева у вас хорошая девушка". И, как рассказывал мне потом муж: "Я слушал друга и думал: я-то, что же, дурак, эту девушку проглядел". Поженились мы с ним на 3-м курсе. После выпуска уехали работать в Клайпедский русский драматический театр, где играли очень много. А когда вернулись в Москву, Анатолий Дмитриевич сразу поступил в Театр сатиры. Главой семьи всегда был муж, ради которого я заставила себя тогда пожертвовать славой, карьерой.

В Театре сатиры Толе долгое время доставались только эпизодические роли, он очень страдал от этого и говорил: "Я чувствую, что могу играть". Мы не просто были вместе, а всегда имели много общего. Например, друзья были только общие, никогда не делились на его или моих. Со временем любовь переходила в глубокое понимание друг друга. Конечно же, жизнь есть жизнь. Абсолютно идеальной она не бывает, но серьезных размолвок у нас никогда не было. Я старалась все время находиться рядом. И по-моему, Анатолий Дмитриевич был этим доволен.

- Постоянно вместе: на работе, на съемках, на гастролях. Друг от друга не уставали?

- Нет, наоборот. Помню, приходим обычно вечером, начинаем разговаривать, советуемся. Анатолий Дмитриевич все предложенные сценарии приносил домой, просил почитать. Для него было очень важно узнать мое мнение, к которому он всегда прислушивался.

- Что для Анатолия Дмитриевича было главным в жизни?

- Он прежде всего безумно любил театр. Вот, например, наша дочь только поступила в Театр Ермоловой, и коллектив сразу же отправился на гастроли. Девочка не успела даже толком с коллегами познакомиться, и поэтому в своем письме пожаловалась: "Мне тут скучно. Я никого не знаю". Анатолий Дмитриевич ей тогда длинный ответ послал, где были такие строки: "Ни в коем случае нельзя скучать. Ты должна помнить: у тебя есть театр. Цени это. Каждую минуту думай. Иди на улицу, смотри, как люди ходят. Может, они тебе потом для ролей пригодятся".

Однажды, помню, наш приятель Виктор Мережко дал Толе прочитать свою только что написанную пьесу. Мужу не понравилось, и он все тогда говорил: "Я должен честно объяснить свое мнение, сказать, как есть". Анатолий Дмитриевич не мог лгать. Он старался жить по Христовым заповедям, как и его мама, был человеком верующим. Может, поэтому и в партии никогда не состоял. А в храм, бывало, ходил, особенно когда мы были на даче. В 1987 году муж ставил спектакль, который по сценарию кончался смертью одного из героев. Анатолий Дмитриевич решил, что в этот трагический момент должна звучать молитва. Очень переживал: "Боюсь, не разрешат". Но все же разыскал на студии шаляпинские записи. И вот, представьте себе: звучит церковное песнопение и на сцену выходят актеры. У каждого в руке - зажженная свеча. Получилось очень необычно. И что важно, цензура эту сцену пропустила.

Наследники

- ВАША дочь пошла по стопам отца, а внучки?

- У нас их две. Старшая, Мария, недавно окончила Институт стран Азии и Африки при МГУ по специальности востоковед. А младшая, Надежда, только что поступила в Полиграфический институт на экономический факультет. Мария была уже большой девочкой, когда Анатолия Дмитриевича не стало, поэтому она его еще помнит. К тому же внучки знают и любят все мультики, которые дедушка озвучивал. Особенно "Ну, погоди!".

- А какое воспоминание о муже вам особенно дорого?

- Сложно так сразу сказать... Когда Анатолий Дмитриевич ухаживал за мной, ничего особенного вроде не происходило. Он провожал меня вечерами. А в Москве тогда из-за войны комендантский час был. Наше счастье, что мы жили в одном районе и добирались поэтому на одном трамвае. Стоим потом у моего дома, разговариваем, целуемся. Я первая говорю: "Толь, пора расходиться". Он не уходит: "Ладно, Надь, как-нибудь дворами проберусь". Или, например, такой еще случай. До рождения дочки Анатолий Дмитриевич очень мало играл, и в основном роли ему доставались небольшие. И именно в те дни, когда я находилась в роддоме, мужу впервые улыбнулась удача. Все получилось случайно: заболел один актер, и в спектакль срочно ввели Анатолия Дмитриевича. После этого в него поверили. Я помню, как муж потом всегда говорил: "Это мне Лена счастье принесла".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно