Примерное время чтения: 7 минут
122

Поэт, который обожает судиться со звездами

ДОСЬЕ: Карен Кавалерян, 38 лет, женат, имеет сына 2,5 лет. Поэт-песенник, номинант всероссийской премии "ПРОФИ" на звание "Лучший поэт-песенник" 1991 г. За 15 лет творческой деятельности написал свыше 300 текстов песен для звезд российской эстрады, в том числе для А. Пугачевой, В. Леонтьева, Л. Долиной, О. Газманова, В. Преснякова, К. Орбакайте, кабаре-дуэта "Академия", С. Минаева, М. Хлебниковой, К. Кельми, Д. Маликова, В. Сташевского, групп "Машина времени", "Браво", "Бригада С", "Парк Горького", "Лицей", "Рондо", "Черный Кофе", "Лига Блюза", самыми известными из которых стали "Старый отель" ("Браво", 1986), "Бродяга", "Человек в шляпе" ("Бригада С", 1987-1988), "Ночное рандеву" (К. Кельми, 1989), "Свеча на ветру" (С. Минаев, 1990), "Танцы на воде" (В. Усланов, 1991), "След на воде" ("Лицей", 1992), "Замок из дождя", "Подружка Маша" (В. Пресняков, 1994), "Глаза чайного цвета" (В. Сташевский, 1997), "Мне не нравится дождь" (О. Газманов, 1998), "Ты сделана из огня" (В. Усланов, 1999). Издал на CD два сборника лучших песен "Ночь в Бухаре" ("Синтез Рекордз", 1995) и "Ты сделана из огня" ("Союз", 1999).

КАРЕН КАВАЛЕРЯН из той породы поэтов-песенников, которые никогда не делили музыку на рок и поп. Он с легкостью писал тексты к песням Аллы Пугачевой, Гарика Сукачева, Олега Газманова и многих других. Сегодня его можно уверенно назвать мэтром, чему подтверждением служат два его именных сборника.

Неудобный автор

- Не секрет, что главной "точкой разрыва" в отношениях авторов с исполнителями является пресловутый "финансовый вопрос". Я знаю, что ты в этом смысле довольно "неудобный автор".

- Я считаю, что "точкой разрыва" является вопрос уважения. Если артист пользуется результатами моего труда, он должен его оплатить. Если он не уважает мой труд, не надо его использовать. А иначе возникают комичные ситуации наподобие той, что у меня произошла недавно с группой "Рондо". "Старик, - говорят музыканты, - мы тут затеяли новый альбом, помоги с текстами". - "Хорошо, - отвечаю, - давайте. Что с финансированием?" В ответ - долгая пауза, а потом - просто "хит сезона": "Ты знаешь, мы тут с ребятами подумали и решили денег за тексты не платить". Вот молодцы-то какие! Интересно, долго они думали? Хорошая ситуация - заходишь в универсам, набираешь себе корзиночку, а на кассе заявляешь: я, дескать, решил не платить - так пойду.

Или конфуз с альбомом "Бригады С" - "Я обожаю jazz". Музыканты продают компании "Фили Рекордз" все права - авторские, смежные, на тиражирование, распространение - ну все, которые только в природе существуют. Включая мои собственные. Это от серости или от дикости? Объясняю на доступном примере. Одалживаете вы у приятеля видеокамеру - свадьбу друга поснимать, например. А потом продаете ее молодоженам или дарите вместе с тем, что вы там наснимали. Вы просто забыли, что видеокамера-то не ваша!!! Но это кажется уже такой мелочью - за этот вечер вы почувствовали себя таким великим режиссером, что вернуть не принадлежащие вам средства производства или хотя бы выкупить их кажется вам ниже собственного достоинства. Вообще, не мной замечено, что чем выше статус артиста, тем меньше у него такого рода проблем с авторами. Хотя бывают и исключения.

- То, что ты всегда в таких случаях доводишь дело до суда, не осложняет твои отношения с рекорд-компаниями?

- Я расскажу один случай, произошел он году в 86-м. На фирме "Мелодия" готовилась к выпуску пластинка группы "Браво". На пластинку попала моя песня "Старый отель". Вдруг я узнаю, что у меня появился "соавтор" - кто-то с ведома или по указанию худсовета исправил в моем тексте пару слов, и амбиции этого персонажа вошли в противоречие с моими. Я в довольно резкой форме заявил редактору - человеку по фамилии Йотке, что категорически не согласен ни на какое соавторство. Тогда он с иезуитской ухмылкой сказал, что в таком случае песня вообще не выйдет на альбоме. Это был момент истины. До сих пор считаю, что если бы я уступил, то не написал бы больше ничего стоящего - просто сломался бы морально. "Не выйдет - и не надо", - ответил я. Это был очень трудный выбор - отказаться от издания своей первой в жизни песни, ведь, кроме "Мелодии", рекорд-компаний тогда просто не было! Но есть на свете вещи поважнее песен, и если ты будешь тем, кто ты есть, то все остальное - деньги, имя, известность - просто само начнет "липнуть" к тебе. К слову сказать, "Старый отель" таки вышел тогда на "Мелодии", и на конверте пластинки у меня нет никаких "соавторов".

Умение изящно запудрить мозги

- Что, на твой взгляд, самое главное в творчестве?

- В молодости есть иллюзия, что в нас так много интересного, что об этом необходимо рассказать всему миру. Потом мы вырастаем и понимаем, что, мягко говоря, это не совсем так. Игра продолжается вне зависимости от того, продолжаем мы играть или нет. Игра важнее, чем игроки, - это нужно помнить. Если чего-то не напишешь ты, то обязательно напишет кто-нибудь другой. Не надо строить из себя "субстанцию духа". Ты - автор, и это, поверьте, уже не так и мало.

- А может быть, искусство - вообще одна большая сказка, обман?

- Ну, я не искусствовед, мне трудно судить. В любом случае "обман" - звучит грубовато. Скорее это похоже на флирт. Любой художник пытается "запудрить мозги", как ловелас барышне. Но фокус в том, что барышня хочет быть обманутой, а художник - чтобы в нем обманывались. Мне кажется, он не обманщик, он просто... немного преувеличивает.

- Вспоминаются ли тебе сейчас, по прошествии времени, комичные эпизоды, связанные с твоей работой?

- Как-то мы с композитором Андреем Мисиным пришли на концерт Валерия Леонтьева в ККЗ "Россия". Ожидалась премьера нашей песни, и, отслушав ее (а она прозвучала в самом начале программы), мы, переглянувшись, отправились в буфет. В зале остались наши жены. Вернувшись, мы нашли их в крайнем замешательстве. Оказывается, пока мы в буфете "отмечали премьерку", Леонтьев спел еще одну нашу песню и, как человек доброжелательный и деликатный, решил представить авторов. Прожекторы осветили ложу... В ней сидели две перепуганные девушки, готовые от конфуза провалиться под землю.

- У тебя удачная творческая судьба. Твои песни поют звезды первой величины. С кем тебе легче всего работалось?

- Звезды первой величины - это Майкл Джексон, Мадонна... Я с ними не работал. Но если серьезно, для меня нет границы - пишу я для Аллы Пугачевой или для Людоедки Эллочки, у меня нет двойных стандартов.

- У тебя есть друзья?

- Я не очень понимаю, что имеется в виду. В моей жизни есть люди, которых я считаю своими. Есть человек, которого я считаю своим младшим братом, - это Володя Пресняков. Но самые лучшие друзья - это моя семья.

- Джон Леннон как-то сказал, что за спиной каждого знаменитого человека стоит великая женщина. Как влияют женщины на твою жизнь?

- Никак не влияют, потому что я говорю то, что думаю, а делаю то, что говорю.

- В какое время тебе интереснее всего жилось?

- Наверное, в конце восьмидесятых. Да, у меня не было ничего - социального статуса, денег, квартиры, но уровень мотивации, жизненный тонус были запредельными. Вообще-то люди склонны говорить: "А вот в наше время..." Это, конечно, самообман. Трава не была зеленее, солнце не светило ярче - просто мы были моложе. Все люди живут с мыслью, что когда-нибудь будет лучше. А лучше уже было. Но все равно это не повод, чтобы жить воспоминаниями. Сейчас даже для того, чтобы стоять на месте, надо двигаться в три раза быстрее. И надо идти до конца - каким бы он ни был.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно