ПОСЛЕДНИЕ годы мы живем в криминальной стране. Видимо, это определяет и содержимое книжных прилавков, усыпанных детективами преимущественно малых форматов серии "pocket book".
Я не берусь судить о художественных качествах этой литературы. Я не редактор. Не могу также высказаться о достоверности собственно криминальных деталей - я не юрист. Я по профессии врач и прошу слова в защиту знакомого мне предмета, то есть проблем медицины и всего, что тесно связано с ней.
То и дело вылавливая на страницах "бестселлеров" маленькие шедевры словесности, я получал порой истинное удовольствие и был бы законченным эгоистом, если бы не поделился своими находками с любителями детективного жанра. Начнем с анатомии как основы основ.
"Кусочек свинца вошел в тело бухгалтера чуть пониже грудины, пробил диафрагму, желудок, прорезал кишечник, пробил кость таза и вышел из паха, вспоров бедровую артерию".
Как вам картина? Представили траекторию пули и позу, в которой находился простреленный? Очень сложно вообразить. Впрочем, автор нас тут же освобождает от этой головоломки.
"Старик сидел на стуле, оглушенный и ослепший от выстрела, и даже свирепая боль в животе все еще не помогала ему понять, что случилось".
Неудивительно! Тут и эксперт-то не сразу врубится.
"Он успел ощутить, как хлещет по брючинам какая-то прохладная жидкость, хотел нагнуться и посмотреть, не обмочился ли он, но из-за кровопотери у него закружилась голова, он упал на пол в лужу своей крови".
Может возникнуть вопрос: а почему жидкость-то из "бедровой" артерии хлестала прохладная? Надо думать, потому что - старик...
Вообще кровушки по страницам милицейских романов разлито достаточно. Иногда даже и через край.
"Он давно лежал и уже перестал истекать кровью. Может, раны затянулись, а может, и вся кровь вытекла. Так тоже бывает. Но мысли подобного рода его пока не посещали".
Стоит заметить, что мысли всякого рода перестали бы его посещать, даже если бы вытекла и половина крови. Так, к сожалению, тоже бывает. И называется это явление - геморрагический шок.
"Врач задрал пиджак и рубашку на спине Котова, двумя пальцами раздвинул края пореза: кровь шла из раны мелкими плесками, но была чистая, без примесей и без пены".
Да-а, господа, кровь людская - не водица. И даже не пиво, судя по отсутствию пены, а также заодно и по цвету.
"Он стоял у распростертого тела. Кровь из разбитой головы выкрасила снег в черный цвет".
Ладно, хоть не в зеленый... Но вернемся к анатомическим изыскам.
"Впереди он увидел Ксению. На ней были туго натянутые джинсы. Длинные молодые ноги начинались сразу от груди".
Нравится вам такое строение? А вот, как говорится, к вопросу о половых признаках:
"Она имела узкие бедра, плоские ягодицы, широкие ладони, короткие грубые пальцы. От мужчины Ингу отличали едва заметные выпуклости груди".
Или вот еще такой эпизод:
"В разгар повествования об австрийских красотах Алина схватила Воронца за его крайнюю плоть.
- Оторву! - пригрозила она".
Если учесть, что крайняя плоть представляет собой кожную складку на... сами знаете где, то схватить за нее можно разве только пинцетом. Да и то при определенной ловкости рук...
В некоторых героях цитируемых произведений знание анатомии явно заложено с детства.
"Чтобы унять кружение и боль, на остановках он поднимал холодные руки к голове, ощупывал ее, гладил себя, и это немного помогало. У него имелись два глаза, они видели, и это радовало. Также ему удалось нащупать нос, и он определенно знал, для чего служит человеку этот вырост".
Кстати, и сами борцы за правопорядок тоже не лыком шиты:
"Шлемы "Скиф", тип М-1. По массе чуть тяжеловаты, но обеспечивают защиту высшего - четвертого уровня. Когда их получали, Кругов примерил, поднял вверх большой палец: "Пойдет. У нас головы мускулистые".
В дальнейшем это доказывают множественные примеры.
"Омоновский организм Олега Кравцова оказался на редкость крепким. Пуля пробила ему голову как-то по касательной и прошла навылет. Конечно, повредила лицо, задела мозг, но человек остался жив и через некоторое время мог даже вернуться в строй".
Видимо, на исход травмы во многом влияет содержимое головы. Вот посудите сами:
"У одного из тех мужиков, которые сидели за столом, или у лысого танцора пуля прошла навылет, не задев сообразительных и речевых центров головного мозга".
Ладно. Все это физиологические проблемы. А где же, собственно, медицина? Где же люди в белых халатах, героически борющиеся за жизнь? Да вот и они.
"Он сделал Котову три укола: два непосредственно в рану, третий - в вену на бедре, для чего пришлось приспустить штаны (вены в локтях уже не просматривались)".
Эх! Приспустить бы автору этого романа штаны... Исключительно для того, чтобы поискать вены.
"С изумлением и ужасом он вспомнил, лежа в бинтах и с капельницей в носу на койке, что зачем-то стрелял в вагоне".
Помните, зачем человеку нос? А хоть бы и капельницу пристроить... Но довольно, пожалуй, кровавых сцен. Не обратиться ли к более приятным сторонам жизни?
"Некоторым женщинам нравилась его грубоватая манера, потому что сзади на шее расположены старые эрогенные зоны..."
А?! Чувствуется поворот темы? Ну-ка, ну-ка, покопаем еще...
"От него печально пахло мочой".
Фу, это немножко не то! Вот же...
"Мужчина и женщина переплелись руками, ее божественное анатомическое отличие - обыкновенная молочная железа - вошло в непосредственный тактильный контакт с его грудью".
Красиво, черт возьми, излагают!.. Да, Казанова со своими "Записками" может заслуженно отдыхать. А нет ли погорячее?
"Яндарбиев неторопливо и зло повалил ее на постель, освободился от гнета, давившего на мозжечок, и тут же, даже не позволив одеться, выгнал даму в коридор".
Нравится? Получите еще (только детей удалите):
"Рамиз резво вышел из любовницы, успев подумать: "Хорошо, что не склещило".
Здорово! Показать бы дедушке Фрейду это ветеринарное "порно". То-то задумался бы узкий специалист... А чтобы уж окончательно его озадачить, я бы добавил такую цитатку:
"Он верил, что человек, на совести которого уже почти двадцать душ, должен испускать какие-то пахнущие кровью флюиды и их обязательно зафиксируют канцелярии МВД".
Ей-богу, не сам придумал! Да и не смог бы, даже если бы захотел...
Ой, пожалуй, достаточно. Пора завершать эти исследования. А то, не ровен час, разум возьмет да и вовсе закуклится.
Уважаемые господа-сочинители! Конан дойлы наши и сименоны! Просьба к вам от ваших читателей. Закончив очередное творение, не поленитесь и обратитесь к знакомому медику, если у вас есть таковой. Пусть он вам даст консультацию, не притаился ли где-нибудь в тексте очевидный медицинский "маразм". Чтобы от ваших произведений не пахло так уж печально.
Использованные первоисточники:
Юрий Павлов. "Циркач"; Марина Серова. "Ловкая бестия"; Павел Васильев. "Киллер-чемпион"; Эдуард Хруцкий. "Приступить к ликвидации"; Сергей Таранов. "Гнев Меченого"; Леонид Словин. "Бронированные жилеты"; Александр Щелоков. "Грязная работа"; Андрей Ильин. "До последней капли"; Иван Сербин. "Рулетка для умных".