В молодости Галина ВИШНЕВСКАЯ ходила, задрав голову вверх, назло всем завистникам. Потом отомстила - написала книгу и простила. А походка и осанка остались.
"Могу обидеть словом"
- Ваша профессия певицы, статус женщины с мировой славой как-то повлияли на вас?
- Думаю, что да. Я давно на сцене и другой жизни не знаю. Профессиональную карьеру начала в 17 лет, когда человек только-только начинает созревать. Я не знаю ощущений жизни женщины вне искусства. У меня их не было.
- Теперь не кажется, что вы что-то в своей жизни сделали неправильно?
- Нет. Только если брать мелочи жизни. Словом, могла обидеть, потом раскаивалась и переживала. Мне как-то одна актриса сказала: "А ты знаешь, как ты мне сделала больно..." Это было тридцать лет назад! И она жила с этим столько лет... Вот это очень жаль.
- Вас можно назвать легким человеком?
- Я совсем не легкий человек. Но многое делаю спонтанно. Было несколько случаев, когда принимала решения в одну секунду, и от этого зависела вся моя жизнь. То, что я вышла замуж за Ростроповича, будучи знакома с ним всего четыре дня, тоже о чем-то говорит.
"Наверное, мы разбили бы друг другу головы"
РОСТРОПОВИЧ как-то сказал, что счастье - это полная гармония. Наверное, это так. Но я не знаю, есть ли такие люди, которые живут в полной гармонии. Я, во всяком случае, не скажу, что у меня есть такая безмятежная гармония и я от этого счастлива. По-моему, у людей такого в браке не бывает. Это жизнь, которая ставит свои задачи, а мы их решаем. Можем быть и не всегда довольны друг другом.
- В чем это выражается?
- О, у Славы ужасная черта: когда мы ссоримся, он бывает очень несдержан на язык. Может ляпнуть такое... Но он об этом забывает через три минуты, а я не забываю. Я сама всегда очень осторожна в выражениях. Помню, что прежде было слово... И слово - это все. А вот слово "прости" легче произнести мне, чем ему. Прощения Ростропович не просит. Он просто говорит, что он этого не делал.
Я тоже не такая чудная жена, которая всегда знает, как сказать, как посмотреть. Бывает у меня плохое настроение, могу крикнуть...
- Что сложнее: ладить в семье или на сцене?
- В семье, в семье! Когда я пела с ним в концертах, мы никогда не репетировали. А если репетировали, то всегда ругались. Просто потому, что мы с ним никогда в жизни не работали по-настоящему вместе. Я никогда с ним не готовила репертуар... Всегда это делала сама. Я с ним встречалась только накануне концерта. У него никогда не было времени со мной репетировать. К тому же мы настолько разные в своих требованиях к искусству... А может быть, наоборот, одинаковые. Будь мы разные, скорее бы поладили. Думаю, мы внутри очень хорошо понимаем, что прав и он, и я. Я считаю, что он прав, а он считает, что я права. Но, когда идет работа, обязательно хотим добиться своего во что бы то ни стало и в короткий срок.
- Вы иногда говорите, что прочность вашего союза - в частых разлуках...
- Возможно. Если бы мы виделись ежедневно всю жизнь, все сорок с лишним лет, не знаю, что с нами было бы. Два артиста с нашими темпераментами... Мы, наверное, разбили бы головы друг другу.
"Чужое мнение меня не интересует"
- У вас схожие темпераменты?
- Темпераменты бурные, но разные. Когда я узнаю что-нибудь неприятное, я краснею, как помидор, а он белеет, как снег.
- В отличие от вас Мстислав Леопольдович кажется человеком беззащитным.
- Только благодаря своей неразборчивости в общении. Он совсем не беззащитен, но доверчивость и общительность часто ставят его в ситуации, которых можно было бы избежать. Он очень болезненно воспринимает предательство и свое разочарование в людях. Он верит, что весь мир его обожает. Да, обожает, но это обожание с разными целями.
- Вокруг ваших имен всегда были слухи и сплетни...
- Я настолько к ним привыкла, что просто не слышу. Чего только не болтали. Что мы дома выясняем, кто из нас знаменитей! Полный бред и глупость. Подлые поступки людей ранят - это да. Особенно тех, кого считаешь другом. А слушать - я ничего просто не слышу. Это меня не волнует и не травмирует. Меня вообще не интересует чужое мнение. За исключением мнений нескольких близких людей... Ростропович гораздо более раним.
- Когда-то вы, Галина Павловна, решили, что нужно уезжать из Советского Союза. В вашей паре решения принимаете вы?
- Не всегда. Мужу принадлежит очень ответственная роль.
- Как распределяются роли в вашей семье?
- Мы их не распределяем. Когда один отвечает за какую-то часть жизни, другой берет на себя иное.
- Бывало, что приходилось меняться ролями?
- Наверное, бывало. Очень важно, если тебя поддерживают в тот момент жизни, когда тебе это необходимо. В супружеской жизни важно, чтобы тебя не обманывали в твоих ожиданиях.
Кто важнее?
- И все же вы полагаете, что роль женщины - особая?
- Женщина, безусловно, "поднимает" мужчину. Женщина рядом с мужчиной дает ему, как говорится, карту. Дает ему статус мужчины. Очень важно, какая рядом с ним женщина.
Мне никогда не надо было стараться, потому что я всегда занимала высокое положение, хорошо выглядела, умела одеваться, так что мне не надо было все это делать специально для мужа. Иногда я езжу с ним, теперь чаще, чем раньше, хотя всех этих приемов терпеть не могу. Не люблю специально одеваться для приемов, стоять со стаканом и болтать с кем-то, кто мне совершенно неинтересен. Но в Америке Ростропович как руководитель оркестра обязан встречаться с "обществом". И я ходила, хотя мне это в тягость.
В России роль женщины всегда была особой. Я всерьез считаю, что женщина спасет Россию. Своим подвигом, бесконечным терпением. Только русская женщина может так терпеливо сносить такие невзгоды. Дай Бог им набраться терпения до лучших времен - они их обязательно дождутся.