Примерное время чтения: 5 минут
452

Чарли ЧАПЛИН: маленький человек большого кино

Малыш

Уже почти целый век знаменит на весь мир маленький неунывающий бродяжка с усиками, в больших штанах и невероятных ботинках, в помятом котелке на голове и потрепанной тростью в руках. У настоящего художника все переплавляется в творчество, даже собственные жизненные невзгоды он готов сделать предметом своего искусства. А невзгод на долю Чарли Чаплина хватило с лихвой, особенно в детстве.

Родился будущий знаменитый актер и режиссер в апреле 1889 года, в Лондоне. Семья была нищей. Мать, бывшая певица из варьете, потеряв голос, подрабатывала шитьем. Отец, тоже актер, бросил ее с двумя детьми, когда Чарли исполнился всего год от роду. Позже мать попала в психиатрическую лечебницу, и Чарли со старшим братом Сиднеем очень рано стали сами зарабатывать себе на жизнь. Будущий гений в детстве продавал газеты, работал в типографии и стеклодувной мастерской, но мечтал об одном - о сцене. В двенадцать лет он впервые получил в театре маленькую роль, и затем несколько лет скитался по Англии с гастрольными труппами. Зарабатывал гроши, но зато набирался актерского мастерства, опыта пантомимы, который позже так пригодился ему в немом кино, а также научился нравиться простой, неискушенной публике.

Когда английская труппа, в которой играл Чаплин, попала на гастроли в Америку, юного комедианта случайно заметили на одной из маленьких голливудских студий и пригласили сниматься в короткометражных фарсах. А он к тому времени копил деньги, решив покончить с нищетой и заняться свиноводством...

Огни большого города

Так назывался один из лучших фильмов Чарли Чаплина. И в этом названии глубоко скрыт автобиографический смысл. Сам артист, как и впоследствии его прославленный герой, были порождением огромного мегаполиса, которому нет дела до судьбы маленьких неудачников, каждый день решающих самые насущные проблемы: крыши над головой, еды, одежды, поисков семейного и дружеского тепла.

Юный тогда кинематограф этих людей и эти проблемы не замечал. Немые ленты начала прошлого века показывали публике грандиозные исторические баталии, фантастические приключения, ковбойские и гангстерские боевики, грубый фарс и преувеличенные страсти мелодрам из жизни обеспеченных слоев общества. Чарли Чаплин фактически оказался первым ярким кинематографистом, выводившим на экран из фильма в фильм один и тот же образ городского отщепенца, невезучего, не всегда в ладах с законом и моралью, несчастного, но всегда неунывающего и нетеряющего надежды на удачу и лучшую жизнь.

Этот герой, которого часто даже звали, как и автора, Чарли, в первых картинах был иногда еще отъявленным негодяем, пьяницей, вором, интриганом, но постепенно образ приобретал все более реалистические черты обычного городского неудачника, хотя действовал этот герой в условных жанровых обстоятельствах. И когда к 1915 году этот образ сформировался окончательно, то миллионы маленьких людей в больших городах признали его своим. Они охотно посмеивались над незадачливым Чарли, но более всего сочувствовали ему, отлично понимая его заботы и проблемы.

Золотая лихорадка

Между тем, Чарли Чаплин стал по-настоящему богатым и знаменитым. Он стал настоящей голливудской звездой с вытекающими из этого положения бесконечными любовными приключениями, женитьбами, светскими развлечениями, шумными премьерами, общением с великими мира сего и всевозможными престижными наградами.

Впрочем, образ жизни богатого и знаменитого не разрушил его талант. Самые сильные свои фильмы, такие как "Малыш", "Иммигрант", "На плечо!", "Золотая лихорадка", "Огни большого города", "Новые времена", "Великий диктатор", Чаплин создал, будучи в расцвете славы и успеха. Творческую свободу он обеспечивал себе разнообразием своих дарований: он сам писал сценарии и музыку к своим картинам, сам играл главные роли, был режиссером и продюсером своих фильмов. Первого "Оскара" он получил еще в 1928 году (второго - в 1973 году).

За то, что Чаплин говорил с экрана от имени маленьких, обиженных жизнью людей, его считали "левым", чуть ли не "красным". Сам не раз заявлял, что чужд политики, а его конечная цель - просто рассмешить людей и разбудить в них добрые чувства. Однако его картина "Великий диктатор", явно высмеивавшая Гитлера, была создана, когда Америка еще и не помышляла воевать с фюрером.

После войны безумцы-маккартисты, которым везде чудился коммунистический заговор, стали травить гениального актера и режиссера. В 1952 году, когда Чаплин с молодой женой выехал в Европу, ему прямо на пароход доставили радиограмму, в которой сообщалось, что обратный въезд в Америку ему запрещен.

Новые времена

Он поселился в Швейцарии и продолжал снимать картины, в том числе и сатирическую комедию "Король в Нью-Йорке", где язвительно обсмеял своих американских обидчиков. Между этой лентой 1957 года и следующей, последней работой Чаплина "Графиня из Гонконга", лежат десять лет простоя. С сожалением приходится сказать, что "Графиня из Гонконга" - самый неудачный фильм Чаплина.

Годы брали свое. Он посадил вокруг швейцарской виллы прекрасный фруктовый сад. Стал больше уделять времени своим десяти детям, последний из которых родился, когда Чаплину было 75 лет. Умер Чарльз Спенсер Чаплин в последние декабрьские дни 1977 года. После смерти его тело было похищено какими-то шантажистами, требовавшими за него выкуп... В конце концов, все мирские страсти улеглись. Остались мигающие черно-белые ленты, смех и печаль маленького человека и нелепый неунывающий бродяга с усиками, в помятом котелке на голове и с потрепанной тростью в руках, вечно спешащий к надежде и счастью.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно