Чем красила губы Афродита?
Афродита красила губы кармином. После того, как Парис присудил ей "яблоко раздора", признав самой прекрасной, боги очень скоро уличили Афродиту в использовании косметики.
"Губная помада - вторичный продукт по отношению к краскам первобытного художника", - утверждает знаменитый в научных кругах Эдуард Тэйлор. Вот что он пишет в своем труде "Первобытная культура": "Как только древние женщины увидели примитивные статуэтки каменных баб с размалеванными губами, они тут же перенесли художественный опыт на оригинал".
С косметикой, правда, были проблемы. В ход шли такие природные красители, как шафран, хна, киноварь, сурик и кармин.
Доподлинно известно, губы Нефертити пахли ржавчиной. Ведь во времена фараонов красавицы пользовались смесью из пчелиного воска и сурика. А сурик - не что иное, как оксид железа! Цвет получался красивый, но поцелуй становился ядовитым.
Кстати, киноварь, другая разновидность распространенной тогда помады, представляет собой сульфид ртути...
Войны за краску для губ
Неудивительно, что в 1450-м году до нашей эры царица Хатшепсуп организовала настоящий военный поход в страну Пунт, расположенную в Араратской долине, дабы раздобыть безвредную краску для губ - кармин. Из Араратской долины кармин поставляли во все страны античной цивилизации.
Кармин изготавливался из мелких насекомых - кошенили. Насекомых вываривали, растирали с козьим жиром, а эссенцию разливали по маленьким глиняным плошкам.
Однако в средневековье началась жестокая борьба с косметикой. Боролись и служители церкви, и врачи. Так, римский врач Гален во II веке нашей эры писал, что от помады дыхание становится нечистым, а губы покрываются язвами.
В апокрифической книге Еноха есть рассказ о том, как мятежный ангел Азазель "обучил женщин искусству обводить сурьмой глаза, подкрашивать губы кармином... и мир от этого переменился".
Святой Иероним утверждал, что накрашенную женщину в день Страшного Суда не узнает Христос и сошлет в ад.
В XIV веке специальная папская булла провозгласила, что косметика искажает в женщине образ Марии, Царицы небесной.
Девушки и взрослые дамы в ответ на запрет пользоваться помадой начали разводить кармин свинцовыми белилами - цвет губ благодаря свинцу делался более естественным. Но сколько человек пало жертвой отравления солями свинца, история умалчивает.
Бодлер воспел помаду в оде
Яркая помада была в Европе атрибутом девиц легкого поведения. Но в 18 веке во Франции, благодаря знатным дамам, макияж стал явлением вполне приличным.
Во Франции же помада стала "массовым явлением". Это произошло в конце XIX века, ознаменовавшемся в Париже "манией танцев".
Итак, краситься ужене считалось зазорным. А Бодлер в "Похвале косметике" воспел помаду в настоящей оде.
Французы позаботились также о вкусе поцелуя. В 1882 году они изобрели "виноградную помаду", которая представляла собой смесь пчелиного воска, свежего молока, корней и зерен черного винограда.
В 1915-м в США запатентовали тюбик с выдвижным цилиндриком - "губнушка" получила современный вид, сделавшись обязательной принадлежностью в любой дамской сумочке.
"Укушенные пчелой"
"Укушенные пчелой" - так называется один из популярных сегодня рисунков губ.
Есть еще "Бутон розы". Эту форму придумал в 20-х годах XX века классик голливудского макияжа Макс Фактор - старший.
Вообще, популярность тех или иных губ возникала раньше благодаря игровому кино: появлялась мода а ля Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Джоан Кроуфорд...
"Великий немой" принес моду на бледное лицо с огромными горящими глазами и нарисованным темным ртом. Темную помаду производили на основе германских синтетических красителей.
К слову, благодаря синтетическим красителям, производство помады стало развитой индустрией. Например, всем известны помадных дел мастера: Макс Фактор - старший и Макс Фактор - младший. Младший работал над устойчивостью помады к поцелуям. Для испытаний он нанимал добровольцев. Но губы людей не вынесли нагрузок. Конструкторам пришлось создать резиновую модель - "машину для поцелуев" на электрической тяге.
Такая вот история! С помадой.
Смотрите также: