Примерное время чтения: 5 минут
309

Дык! Елы-палы!

"Встречаются двое в поезде:
- Ты куда едешь?
- В Москву. А ты?
- А я в Питер.
- Так почему же мы в одном поезде?!"

Это классическая байка митьков.

От Москвы до Питера - восемь часов, или одна ночь тряски в поезде... Поэтому не зря митьковский фестиваль, проходивший в начале декабря в выставочном центре "Царев сад", назывался "Между нами ночь. Братание Москвы и Питера".

Митьки - это не несколько человек с одинаковым именем "Митя" или банда местного масштаба, это сложившееся движение с двадцатилетним стажем, своей историей и идеологией. Начиналось все с группы художников - из города на Неве, но постепенно "зараза" распространилась по всей России.

Основатель и классический образец митьковского движения, Дмитрий Шагин, расхаживал по выставке в морской форме, которую, по его словам, ему подарили моряки. От Московских митьков присутствовал Андрей Филиппов - в красной рубашке навыпуск, как первый парень на деревне.

Небольшая справка для тех, кто еще плохо представляет, кто такие митьки и как с ними общаться: "Митьки одеваются, во что попало, но ни в коем случае не производят впечатления попсово одетого человека. На лице митька чередуются два выражения: граничащая с идиотизмом ласковость и сентиментальное уныние. Все его интонации и движения очень энергичны, поэтому митек всегда кажется навеселе. Для митька характерно использование длинных цитат из многосерийных телефильмов". (Из книги В. Шинкарева "Митьки")

Под митька почти невозможно подделаться. Это просто состояние души. Образ симпатичного шалопая вошел в нашу национальную культуру во многом благодаря митьковским рисункам (немногие из которых можно было увидеть на выставке): изображения "бравых ребятушек" в тельняшках или телогрейках, шапках-ушанках и обязательно с курчавой бородой, как у Деда Мороза, и маленькими добрыми глазками наверняка встречались почти каждому, просто некоторые не задавались вопросом: "Кто автор?" И рисунки вошли в разряд "русских народных". Кстати, насчет бороды. На выставке мне особо понравилась картина "Петр Первый награждает митька жетоном на право ношения бороды".

- Делать людям добро и никого не хотеть победить - вот самые главные жизненные принципы митьков, - говорит Дмитрий Шагин. (Обычно после этого шепотом добавляется: "Поэтому митьки завоюют весь мир!")

Митьки абсолютно безвредны, незлобны и неагрессивны (несмотря на свой немного грубоватый, но внушающий уважение вид), а, наоборот, чересчур ласковы. С любым встречным обращаются с крайней доброжелательностью, называя даже незнакомых людей не иначе, как "братками" и "сестренками", а также всякими уменьшительно-ласкательными именами.

Есть у митьков и свой язык, не зная которого, обычному человеку, возможно, придется испытывать трудности в общении. В словаре митьковских коронных выражений на первом месте "Дык, ну елки-палки!" (или короче "Дык! Ну елы-палы!" - выражение, которое означать может все, что угодно, в зависимости от того, с какой интонацией оно произнесено: вопросительной - кто, как, почему, зачем; с упреком - мол, ну как же так; а также - восторг, обиду, сожаление, страх, почти детскую радость...

А еще есть в них нечто безыскусное, свое, родное, русское, патриотическое. Простая логика: например, зачем есть американские гамбургеры, если у нас есть пельмени, зачем пить нахимиченную "колу", если есть русский натуральный напиток "квас".

А можно и вообще водички попить из родной Невы. Водичку, собранную из-за борта знаменитого крейсера "Аврора", питерский митек привез с собой в Москву. Ею же, чтобы чувствовать себя как дома, наверное, изредка умывался и отпивал из ведра большими глотками. А желающих приобщиться к известной братии торжественно посвящал в митьки. Я прошла процедуру от начала до конца: надевание моряцкой фуражки, окропление головы забортной водой с "Авроры" и троекратный поцелуй с патриархом движения. По окончании фестиваля предполагалось торжественно набрать воды из Москвы-реки для отправления в Питер, но - такое может случиться только у митьков - вместе с ведром случайно выбросили в реку другой конец веревки...

Есть у митьков свои принципы и в праздновании Нового Года.

- Митьковский Дед Мороз, - описывает Шагин, - одет в специальную форму: обязательно перчаточки в сине-белую полоску, как на тельняшке, такой же полосатый халат и, конечно же, обтягивающая тельняшчатая шапочка. А бороду можно не прикреплять, потому что она уже имеется, как неотъемлемый атрибут митьковского образа.

За неделю фестиваля был расписан макет вагона поезда "Москва-Питер", прошел конкурс детского митьковского рисунка (уже подрастает еще одно поколение бесшабашных добряков-митьков), прошли концерты различных исполнителей. Специально по такому случаю приезжал солист группы "Ленинград" Сергей Шнуров, исполнявший в одиночестве под гитару свои песни по заказу зрителей.

По окончанию выступления, на ходу мы все-таки вырвали у Шнура короткое пожелание на Новый год читателям газеты: "Обязательно читайте историю искусств. Отмечайте Новый год, естественно дома, с родителями и не пейте ничего спиртного. Шутка!"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно