Что мы видим, глядя на свое отражение в зеркале? Чаще всего лишь то, что нам хочется видеть. Почти как в сказке: "Скажи, зеркальце, мой свет, я прекрасна или нет?" Но таковы ли мы на самом деле, и отражает ли лицо нашу истинную суть?
"Есть зеркала для лица, нет зеркал для души. Этот пробел следует восполнить серьезным размышлением над самим собой".
Бальтасар Грасиан, испанский писатель.
На столе разложены листы, на каждом из которых по три фотографии известных лиц. Одна из них узнаваема мгновенно, две другие показывают то же лицо, но в несколько искаженном, порой даже карикатурном виде.
Руководитель Центра экологии человека "Никар" - доктор технических наук, профессор Автандил Николаевич Ануашвили пояснил:
- Помимо обычной фотографии, здесь так называемые "духовный" и "жизненный" портреты этих людей, созданные компьютером. Разделив лицо на две половины, он создает из каждой самостоятельный портрет, а затем анализирует их и выдает полную и беспристрастную личностную характеристику человека.
- Это похоже на "физиогномику", оснащенную современными техническими средствами.
- Ничего общего с "физиогномикой" наш метод анализа не имеет, и для нас совершенно не важно, какой формы у человека нос и какой величины уши. Мы оцениваем лишь скрытые в подсознании эмоции.
- Каким образом?
- Многим, наверное, известно явление, называемое асимметрией мозга. Каждое полушарие несет совершенно различные функции: правое отвечает за интуицию, творчество, образное мышление, моральные принципы, а левое - за ум, логику, реализацию собственного "я".
Так вот, мы установили, что асимметрия мозга определенным образом отражается на лице человека, но для простого глаза не заметна. Поэтому мы научили компьютер синтезировать два портрета человека, используя исходную фотографию.
- И о чем же они могут рассказать?
- О многом. Мы можем определить степень гармонии личности, психологический тип и стабильность психики, тип мышления, религиозный потенциал и сделать прогноз поведения в экстремальной ситуации.
Люди, у которых доминирует левое полушарие, очень сообразительны, изобретательны, имеют дерзкий ум. В физической среде они ориентируются очень быстро, но, как правило, лишены каких-либо моральных принципов. Это приводит к бездуховности. Кстати говоря, напрасно считают, что наделенный практическим умом человек хорошо защищен в реальной жизни. Ничего подобного. Я проанализировал фотографии ста известных преступников. Прошло три года, и почти никого из них уже нет в живых.
- Не все же люди практического ума - бандиты.
- Конечно. Есть преуспевающие бизнесмены, предприниматели, банкиры... Но, несмотря на материальное благополучие, те из них, кто не руководствуется моральными принципами, рано или поздно плохо кончают. Какие же они защищенные? Это неосознанные самоубийцы.
- Ну, хорошо. Отсутствие моральных принципов и духовности всегда считалось отрицательным качеством. А как дело обстоит с теми, у кого превалирует духовность?
- Как бы красиво не звучали слова "сильный дух", если он не подкреплен практическим умом, в этом тоже ничего хорошего нет. Такие люди все время генерируют нереальные и никому не нужные идеи. А это часто приводит к безумию и самоубийству. Безумие ничуть не лучше бездуховности. Разумеется, я сейчас говорю о крайних проявлениях. На деле же существует множество различных комбинаций.
- Автандил Николаевич, но ведь есть люди, у которых на лице все написано, и никакой компьютер не нужен для того, чтобы понять, кто перед тобой.
- Конечно, если взять вконец опустившегося пьяницу или дебила - для них этот метод не нужен. И так все ясно. Речь идет об обычных людях. Иногда по отдельным чертам можно сделать какие-то выводы. Скажем, если у человека опухшие веки, легко предположить, что у него заболевание почек, и как следствие этого - раздражительный характер. Но никакие черты лица не определяют главное качество человека - его внутреннюю гармонию, и оценка человека по чисто внешним признакам часто вводит в заблуждение.
- Отражается ли физическая красота на результатах анализа?
- Красота и пропорциональность лица вовсе не означают, что их обладатель - гармоничная личность. Мы проводили анализ одной из красивейших женщин планеты - Памелы Андерсон, у которой очень симметричное лицо, и известной монахини матери Терезы, лицо которой асимметрично. Голливудская звезда на "духовном" портрете оказалась недоумевающим ребенком, а на "жизненном" - настоящей хищницей. А оба портрета матери Терезы отражали одинаковые эмоции, что является признаком гармонии личности.
Или возьмите Юрия Михайловича Лужкова. Это удивительно гармоничный человек, несмотря на то, что ослепительным красавцем его не назовешь. На его "жизненном" и "духовном" портретах почти одинаковые эмоции - спокойствие, твердость, и это говорит о том, что у него вполне реальные планы, и он никогда не впадает в панику.
- Прекрасная реклама для политического деятеля.
- Это не реклама, так оно и есть на самом деле. А если взять для сравнения фотографии Филиппа Киркорова, то легко заметить, что его "духовный" и "жизненный" портреты отличаются. На "жизненном" он выглядит веселым и жизнерадостным, а на "духовном" у него проглядывают другие эмоции и чувствуется какое-то напряжение. Такие люди - хорошие исполнители чужой воли, прекрасно приспосабливаются и преуспевают в замкнутом коллективе, где существуют строго определенные рамки для поведения. В монастыре они - послушные монахи, а в преступной группировке - исполнители воли главаря.
Это качество свойственно многим артистам, у которых дух и собственные эмоции находятся в несколько подавленном состоянии. Они живут ролями, то есть чужими эмоциями - это издержки актерской профессии. Примерно такую же картину можно увидеть у многих великолепных актеров - Иннокентия Смоктуновского, Алексея Баталова, Константина Райкина...
Конечно, среди артистов есть и люди, у которых более развито духовное начало, но они, как правило, во всех ролях играют самих себя и выражают собственные эмоции. Как, например, Василий Шукшин, Михаил Ульянов, Евгений Леонов, Наталья Варлей...
- Автандил Николаевич, а что, если притвориться? Придать своему лицу, к примеру, суровое выражение или наоборот - изобразить лучезарную улыбку?
- Компьютер все равно вас раскусит. Бывало, что человеку, у которого на "духовном" портрете проглядывал страх, мы говорили: "Улыбнитесь!" Он и улыбался, и прическу менял, и очки надевал - ничего не помогало. Этот скрытый страх все равно вылезал.
В свое время мы анализировали фотографию Бориса Николаевича Ельцина, на которой он улыбался. В результате, на "жизненном" портрете он получился добродушным и веселым, а на "духовном" - хмурым и строгим. Это говорит о том, что улыбка его была неискренняя и вынужденная - просто по долгу службы ему приходилось на людях казаться жизнерадостным.
Даже грим не в состоянии скрыть истинные эмоции. Когда мы демонстрировали свою программу на выставке "Здравоохранение", к нам подошел клоун и попросил протестировать его. Так вот, несмотря на то, что он был в гриме, компьютер распознал у него депрессию. Я даже удивился тогда: "Какой же вы клоун с такой депрессией?" "Как и все клоуны",- усмехнулся он.
- А стоит ли, вообще, людям узнавать о себе подчас нелицеприятные вещи и тем самым плодить всевозможные комплексы?
- Уверен, что стоит. Представьте, что человеку нужно перейти по бревну через пропасть, а он, вместо того, чтобы осторожно и внимательно смотреть, куда ставить ногу, скажет: "А я лучше закрою глаза и пробегу". Некоторым просто удобнее жить с закрытыми глазами.
В человеке изначально заложен элемент духа, который он в течение жизни обязан развить с помощью практического ума и этим пополнить общий Дух. В этом - цель жизни человека и его духовность. А для этого необходимо обеспечение непрерывного процесса творения духом ума и умом духа.
Мы никогда не говорим, что этот человек плохой, а этот хороший. И не просто объективно оцениваем состояние человека в данный момент, но и даем ему практические рекомендации по гармонизации личности. Ведь гармония - защита человека от жизненных потрясений и болезней. А уж решение должен принимать он сам. Ему дан выбор, каким силам служить - созидательным или разрушительным. Этим-то человек и отличается от животного.
Смотрите также: