Знание иностранного языка становится в наше время насущной потребностью для многих людей. Язык нужен для расширяющихся связей с иностранцами, для поездок за границу, для своевременного учета оперативной информации, поступающей из-за рубежа, чтения газет и журналов, работы и общения в интернете.
Неудивительно, что многим хотелось бы знать один, а возможно, и несколько иностранных языков. Однако многие даже и не приступают к изучению языка потому, что их пугает кажущаяся сложность этого занятия.
На самом деле это не так. Ведь все мы достаточно хорошо овладели родным языком в возрасте двух-трех лет и не тратили специальных усилий на обучение. Процесс усвоения языка шел легко и быстро. Может быть, потому, что родной язык легче других? Конечно же, нет.
Почему же у ребенка происходит легко, само собой то, что кажется таким трудным взрослому человеку? И какие преграды нужно преодолеть, чтобы человек мог выучить язык легко и просто?
Первую и главную преграду можно назвать "барьером внушенной неспособности". Многие думают, что только некоторым одаренным людям доступно свободное владение иностранным языком, и что у них таких способностей нет. Неуверенность в своих способностях является одним из главных препятствий на пути изучения иностранного языка. Но это широко распространенный предрассудок.
Почему он возник? Все помнят многолетнюю зубрежку иностранного в школе и практическое отсутствие его знания после завершения учебы. Из этого-то и делается вывод о том, что изучение иностранного языка - очень нудное и трудное дело. Однако язык можно изучать совсем по-другому, чем это делается в школе, и результаты будут совсем другими.
Приведу пример из своей собственной практики. В школе мне пришлось изучать немецкий язык. После окончания школы я знал его довольно хорошо по школьным критериям - оценки были только "отлично". Я знал наизусть все неправильные глаголы, многочисленные формы разных времен и многое-многое другое. В университете же я начал изучать английский язык, который хотел по-настоящему знать.
К окончанию университета я мог, как говорят, "переводить со словарем" (но с каким трудом!) английские тексты. Немецкий же язык был начисто забыт. А когда я начал работать в научно-исследовательском институте, мне необходимо было читать очень много английской литературы. И я понял, что моего знания языка - "чтения со словарем" - для этого совершенно недостаточно. Нужно было серьезно учить английский язык.
Я ознакомился с разными методиками и перепробовал разные способы обучения (включая обучение во сне, "интенсивные методы" и много других), но все они не удовлетворили меня. Пришлось выработать свой собственный метод, с помощью которого я и овладел английским в совершенстве.
Основу этого метода составило формирование слуховых и моторных энграмм (следов памяти) автоматического восприятия и проговаривания фраз иностранного языка. Этим я усиленно занимался в течение двух-трех месяцев, фактически начав изучение английского языка с нуля, как будто я его раньше и не изучал. Практически к тому времени так оно и было, потому что все, что я изучил в университете, было почти полностью забыто.
Закончив изучение английского языка, научившись свободно понимать английскую и американскую речь, свободно говорить и читать по-английски, я занялся изучением французского и через год свободно читал и говорил по-французски. Метод себя оправдал.
Потом я этим же способом за три-четыре месяца изучил польский язык. А перед поездкой в Италию за два месяца научился объясняться по-итальянски.
Вы можете подумать, что у меня какие-то особенные способности к изучению иностранных языков. Но, судя по тому, как я знал немецкий и английский после традиционного их изучения в школе и университете, таких способностей у меня нет.
Таких же быстрых и хороших успехов в знании языка добились мои сыновья, а также все друзья и знакомые, с которыми я поделился своей методикой.
О чем это говорит? О том, что способности есть у каждого. Главное - выбор правильного метода и следование ему.
Вторым препятствием для некоторых людей является отсутствие у них привычки к регулярной систематической работе. А такая регулярная ежедневная работа абсолютно необходима для быстрого и легкого изучения языка. Ведь как овладевает языком ребенок? Он каждый день слышит родную речь, многократно слушает и повторяет одни и те же слова и фразы; пока они не начнут получаться легко и автоматически.
Поэтому заниматься языком нужно каждый день, а еще лучше два раза в день. Занятия от случая к случаю или с большими перерывами не принесут пользы.
Для особо неусидчивых мы расскажем, как можно сравнительно легко выработать у себя привычку к регулярным занятиям и преодолеть второе распространенное препятствие к изучению иностранного языка.
Третье препятствие заключается в предвзятом мнении, что изучение языка - это нудная зубрежка иностранных слов, грамматических правил и, вообще, очень скучное и неприятное занятие.
Причина этого мнения понятна. Оно исходит все из той же традиционной практики изучения иностранных языков в школе и в институте. Но у читателя может возникнуть вопрос: "А ваш метод, в котором нужно многократно повторять одни и те же фразы - это разве не скучное занятие?"
Оказывается, нет! Не скучное. Дело в том, что, занимаясь языком по этому методу, человек постоянно чувствует, что он продвигается вперед. Это ощущение успеха окрыляет занимающегося и делает занятия приятными.
И еще один важный момент. В этом методе предусмотрено, что человек не только занимается самостоятельно, но и сам корректирует и строит программу своих занятий. Это придает занятиям творческий характер. А когда человек что-то делает и у него получается хороший результат, разве такая деятельность не становится приятной? Конечно, становится. Таким образом, и третье препятствие к изучению языка будет снято, если вы начнете занятия по описанному методу.
Итак, начав заниматься, вы буквально через несколько занятий почувствуете, что быстро продвигаетесь вперед. Занятия начнут приносить вам чувство удовлетворения и удовольствия, что является одним из важных условий изучения языка по данному методу.
Конечно, вас интересуют сроки достижения результатов. В среднем они таковы. Через месяц вы будете легко понимать и произносить простейшие фразы. Через 1,5-2 месяца вы сможете объяснить ваши желания, спросить, как пройти или проехать куда-нибудь, сколько что стоит, заказать еду, позвонить по телефону. Очевидно, вы будете также понимать то, что вам отвечают, если говорящий не будет спешить и постарается произносить слова внятно.
Через 2,5-3 месяца вы сможете читать адаптированные (облегченные) книжки, слушать и понимать уроки иностранного языка, передаваемые по радио (включая те, что предназначены для продвинутых слушателей).
Через 6-8 месяцев вы научитесь говорить на любые темы, будете читать на иностранном языке художественные книги, понимая смысл прочитанного, хотя не всегда дословно, будете понимать передачи новостей по радио.
Через 9-12 месяцев про вас скажут, что вы прекрасно знаете иностранный язык - вы будете свободно говорить на нем, понимать разговорную речь и свободно читать иностранные книги.
Несколько слов о названии метода. Чтобы избежать повторения многих слов при его упоминании, чтобы вы могли при случае кратко ссылаться на него, а также, чтобы закрепить в какой-то степени свой приоритет, я буду называть в дальнейшем изложении этот метод словом "УМИН". Это - мой псевдоним, составленный из двух первых и двух последних букв моей фамилии. Можно расшифровать это название и по-другому: УМ - это то, на чем основан успех любой человеческой деятельности, ИН - иностранный язык. Получается: ИНостранный с УМом.
Продолжение следует