Примерное время чтения: 9 минут
152

Иностранный - легко и с удовольствием (24.10.2005)

Продолжение. Начало в N 15, 16, 17, 18, 19

Правила выбора и чередования приемов

Рассмотрим правила, которые позволят вам в каждом конкретном случае выбрать оптимальный путь изучения языка с учетом его трудности для вас, наличия времени, а также ваших индивидуальных особенностей. В следующем номере мы приведем примерную конкретную программу изучения языка. Если вы начинаете его изучать с нулевого уровня, то первые 2-3 занятия нужно проводить в точности по этой программе. Но затем, почти наверняка, программу нужно будет хотя бы немного изменять, увеличивая или уменьшая объем материала, изучаемого за одно занятие. На последующих стадиях изучения языка вы также будете сами изменять и выбирать приемы, используемые на занятиях.

Мы уже рассматривали некоторые индивидуальные особенности, учет которых необходим для выбора оптимальной программы. Важнейшими из них являются: индивидуальные свойства памяти, привычка к регулярной работе, начальный уровень знания языка, знание других иностранных языков, наличие времени, которое может быть посвящено занятиям. Выбор конкретной программы может также зависеть от того, какой иностранный язык изучается, от его трудности для человека.

В приведенных ниже правилах все эти, а также, возможно, и другие индивидуальные особенности при выборе программы учитываются очень просто.

Мы учитываем результат занятия: было ли оно успешным или слишком трудным. В зависимости от результата, от субъективной его оценки занимающийся сам выбирает объем материала для следующего занятия, а также в определенных случаях и его содержание.

Для того, чтобы сделать изложение правил, определяющих изменение программы, более наглядным, выделим в усвоении языка несколько аспектов и в каждом из них последовательные стадии продвижения.

Аспект 1. Восприятие и понимание иностранной речи.

Последовательные стадии:

  • Различение отдельных слов и фраз иностранной речи.

  • Восприятие и понимание на слух начальной части лингафонного курса.

  • Понимание на слух любой части лингафонного курса.

  • Понимание 70-80% легких передач иностранных радиостанций типа последних известий.

  • Хорошее понимание речи иностранцев.

  • Свободное понимание разнообразной разговорной речи, включая кино, театр, телепередачи и т.д.

    Аспект 2. Разговор на иностранном языке.

    Последовательные стадии:

  • Умение сносно, без грубых ошибок прочесть иностранный текст.

  • Умение сказать заготовленные заранее фразы в соответствующей ситуации.

  • Умение объясняться с иностранцами в простой ситуации - узнать, как пройти в нужное место, что сколько стоит и т.д.

  • Умение вести беседу с иностранцами на знакомые темы.

  • Свободное владение разговорным языком.

    Аспект 3. Чтение иностранной литературы.

    Последовательные стадии:

  • Понимание при чтении пройденной части лингафонного курса.

  • Понимание без словаря легких адаптированных книжек, понимание специальных, например, технических текстов.

  • Восприятие общего смысла того, о чем вы прочитали в одном-двух абзацах художественной книги средней трудности.

  • Чтение художественной книги с пониманием ее смысла. При таком чтении вы встречаете 2-5 неизвестных слов на одной странице.

  • Свободное чтение художественной литературы.

    Приведенные выше три аспекта являются главными при усвоении языка методом УМИН. Можно также выделить два вспомогательных аспекта

    Аспект 4. Словарный запас.

    Последовательные стадии:

  • 500-1000 слов.

  • 1000-2000 слов.

  • 2000-4000 слов.

  • около 5000 слов

  • более 5000 слов.

    Аспект 5. Практическое знание грамматики.

    Мы не будем расшифровывать последовательные стадии в ее освоении, так как подробный их анализ занял бы слишком много места. Кроме того, в нашем методе занятия грамматикой необходимы только для продвижения в указанных выше трех основных аспектах. Точно так же и четвертый аспект - овладение словарным запасом - мы рассматриваем как следствие продвижения в трех основных. Тем не менее, мы выделяем эти два вспомогательных аспекта, так как время от времени вам нужно будет уделять им определенное внимание.

    Находясь на первом уровне, вы будете корректировать только объем изучаемого на одном занятии материала. Делать это нужно согласно следующему правилу.

    Правило N1. Выбор объема материала, изучаемого на следующем занятии.

    При прохождении программы первого уровня после каждого занятия подводится его итог. Если программа занятия выполнена полностью за время, предназначенное для занятия, и если выполнение ее проходило легко, уверенно и сопровождалось чувством удовлетворения или еще лучше - удовольствия, то объем материала, пройденного на данном занятии, был оптимальным, и изменять его на следующем занятии не нужно.

    Если занятие прошло очень легко, и вы уложились в меньшее время, чем то, которое для него предназначалось, либо если многократное повторение одних и тех же приемов показалось вам скучным и для достаточного освоения изучаемых текстов можно было ограничиться меньшим числом их повторений, необходимо увеличить на 30-50% объем материала, который должен быть изучен на следующем занятии.

    Если вы не уложились в намеченное время либо выполнять программу было трудно, то в программе следующего занятия необходимо уменьшить на 20-30% объем изучаемого материала.

    Применив несколько раз в последовательных занятиях правило N1 при изучении программы первого уровня, вы определите примерно тот объем материала, который лучше всего соответствует вашим возможностям на определенном этапе программы.

    В дальнейшем, находясь на втором и третьем уровнях, вы будете сами выбирать не только объем материала, изучаемого на одном занятии, но и приемы, применение которых на очередном этапе программы обеспечит ваше оптимальное продвижение в изучении языка. Менять приемы и переходить от одного этапа к следующему нужно, руководствуясь следующим правилом.

    Правило N2. Выбор приемов следующего этапа.

    При переходе от одного этапа к следующему нужно выбирать приемы так, чтобы продвижение шло более или менее равномерно во всех аспектах знания языка. Если вы чувствуете, что восприятие на слух у вас продвинулось очень хорошо, а разговорная речь отстает, посвятите основное внимание на следующем этапе приемам по развитию разговорной речи (Л-12).

    Если у вас возникают вопросы о структуре фраз, если вы затрудняетесь в правильном употреблении глаголов, предлогов или каких-то форм языка, примените приемы изучения грамматики (Р-2, Р-4).

    Кроме обеспечения равномерного продвижения в основных аспектах знания языка при выборе приемов следующего этапа необходимо учитывать также ваше желание заниматься тем или иным приемом. Если вы долго применяли один и тот же прием, может наступить некоторое насыщение этой формой занятий. В этом случае нужно решительно переходить к следующему этапу программы, сменив "надоевший" прием на другой или существенно сократив время, посвящаемое этому приему.

    Следующее, третье, правило необходимо использовать тем людям, которые знают в какой-то степени язык и хотели бы начать занятия с соответствующего их знанию уровня.

    Правило N3. Определение уровня знания языка.

    Простой способ определения своего уровня знания языка заключается в следующем. Вы выбираете ориентировочно приемы программы первого или второго уровня и начинаете их выполнять. Если оказывается, что выполнение этих приемов для вас очень легко, и вы не чувствуете существенного продвижения в знании языка при их выполнении, перейдите к более трудным приемам. Если, наоборот, использованные приемы оказываются слишком трудными, и вы не можете, пользуясь ими, пройти средний объем материала в приемлемое время, выберите более легкие приемы.

    Допустим, вы немного понимаете разговорную речь, можете произносить некоторые фразы и читаете на иностранном языке простые тексты. Вы пробуете начать изучение языка со второго уровня. Включаете лингафонный курс где-то в его середине или чуть ближе к началу, начинаете слушать и почти ничего не воспринимаете. Далее, попробовав повторять текст за диктором, вы оказываетесь в очень трудной ситуации, когда в лучшем случае вам удается повторить только отдельные слова. Ясно, что в этом случае вам нужно начать с одного из этапов первого уровня.

    Какого? Установите методом дальнейших проб.

    Рассмотрим другой вариант. Как и в первом случае, вы попробовали применить приемы "Л" к некоторой средней части лингафонного курса, и оказалось, что они получаются у вас легко и почти сразу. Вы хорошо воспринимаете на слух смысл фраз лингафонного курса, можете легко их повторять вслед за диктором и перед ним. Если к тому же и чтение адаптированных книг у вас не вызывает труда, пробуйте следующие этапы второго уровня.

    Попробуйте слушать более сложную часть лингафонного курса либо перейдите к приемам Р и следующим приемам К - (К-2, К-3).

    Действуя таким образом, вы найдете тот уровень программы, который соответствует вашему знанию языка, и начнете заниматься по оптимальной для вас программе, которая обеспечит максимальный прогресс.

    Правило N4. Определение словарного запаса.

    Есть еще один довольно простой способ ориентировочного определения уровня знания языка, а также оценки вашего продвижения в нем. Этот способ основан на приближенной оценке вашего словарного запаса.

    Возьмите словарь, содержащий примерно 20 тысяч слов. Откройте наугад в разных частях словаря 20 страниц. Возьмите листок бумаги с вырезом в левом углу и, прикладывая его к каждому иностранному слову, приведенному на открытой странице словаря, определите, знаете ли вы основные значения этого слова. Затем продвиньте лист бумаги дальше так, чтобы вы увидели перевод слова на родной язык, и проверьте себя. Пройдя по всем без исключения словам, приведенным на каждой из 20 страниц, посчитайте общее число слов, которые вы знаете. Посчитайте также, сколько всего слов приведено на этих 20 страницах.

    Допустим, у вас получилось, что на 20 страницах оказалось 100 знакомых вам слов, а всего на этих же страницах оказалось 800 слов. Поделите первое число на второе. Тогда получится, что из слов, приведенных в данном словаре, вы знаете примерно 1/8 часть. Если в словаре содержится 20 тысяч слов, то ориентировочно вы знаете 20x1/8 = 2,5 тысяч слов.

    Нужно сказать, что знание 2,5 тысяч слов - это уже очень приличный словарный запас, и соответствует он довольно продвинутой стадии знания языка. Если вам хочется определить ваш словарный запас более точно, увеличьте число просматриваемых страниц до 40-50.

    При использовании данного способа не удивляйтесь, если полученная цифра покажется вам слишком низкой и ниже ожидаемой. На самом деле знание 5-10 тысяч слов является довольно редким. Продвигаясь в изучении языка, вы можете время от времени применить правило N4 для оценки своего прогресса. Можно построить график продвижения по месяцам. Успешно завершив программу, вы будете владеть запасом слов в 7-10 тысяч.

    Продолжение следует...

  • Оцените материал

    Также вам может быть интересно