Примерное время чтения: 8 минут
260

А ты примерил шлем ужаса?

Недавно я поняла, что мое представление о театре немного устарело. Я думала, что иду смотреть обычную театральную постановку по книге известного писателя. Оказалось, что нет.

Но прежде чем говорить о постановке, на которой я была, я хотела бы рассказать предысторию. Британское издательство "Canongate Books" обратилось к популярным авторам из разных стран с предложением пересказать любой из известных мифов. Мифы - это универсальные и вневременные истории, отражающие и формирующие нашу жизнь. Они повествуют о наших желаниях, наших страхах и мечтах. В проекте "Мифы" участвует целое созвездие писателей и крупнейшие мировые издательства из более чем тридцати стран, включая Австралию, Бразилию, Великобританию, Германию, Голландию, Данию, Израиль, Индию, Италию, Канаду, Китай, Польшу, Россию, США, Тайвань, Францию, Швецию и Японию. От "наших" выступает культовый российский писатель Виктор Пелевин, который написал книгу "Шлем ужаса", переделав на свой лад древнегреческий миф о Тесее и Минотавре (в подзаголовке книги значится "Креатифф о Тесее и Минотавре").

На данный момент эта книга, которая за два месяца своей жизни уже наделала много шума, существует в трех ипостасях: обыкновенный печатный вариант, аудиокнига, театральная постановка. Авторы каждой из них по-своему расставили акценты, и каждая несет свой смысл. Кстати, даже финал у всех разный.

Роман "Шлем ужаса" написан в форме интернет-чата. Он мне напомнил фильм "Куб" режиссера Винченцо Натали. Восемь незнакомых между собой людей просыпаются однажды утром пленниками фантастического лабиринта. Они сидят в разных, но очень похожих друг на друга комнатах, разговаривают друг с другом только с помощью интернета, в этом мире у них нет имен - только компьютерные ники, за дверью каждой комнаты - лабиринт, но не один на всех, а у каждого свой. Никто из них не знает, почему и каким образом оказался здесь. Их общая задача - найти ответ на этот вопрос и выход из лабиринта, о котором известно только то, что там бродит Минотавр, на котором надет шлем ужаса. Лабиринт - это не только то место, где оказались герои. Это вся книга, запутанная до невозможности, уводящая читателя далеко-далеко от его дома, от его мира и адекватного восприятия всего, что творится внутри романа и наяву. Выход из нее должен найти читатель. А где же Тесей? Я не буду раскрывать все секреты книги.

Театральная версия "Шлема ужаса" - это вообще отдельная тема. Именно после нее я вернулась такая вдохновленная и решившая изложить все на бумаге. Модный театральный режиссер Живиле Монтвилайте (театральный проект "Эфедра") и продюсер-постановщик Владимир Месхи ("Максидром", концерт группы "Тату" в Японии) задались целью создать новый постановочный жанр в рамках активно продвигаемого сегодня ActiveFictionShow (AFS) - синтеза литературы, видео, музыки и театрального перформанса с прогрессивными технологиями и интернетом. Прогрессивные технологии нахлынули на меня сразу, не успела я зайти в зал. В приглашении меня ошарашила первая же фраза: "Внимание! Для 100% восприятия вам необходим ноутбук с WiFi. Только в этом случае Вы в полной мере сможете ощутить, что же такое ActiveFictionShow и в чем его отличие от традиционного театра". Мама пошутила: "...и сдайте ноутбук в гардероб".

"Я узнал, что все умнее меня! Ы-ы-ы-ы-ы-ы! Теперь мне пора в колхоз", - прочитала я в чате во время представления. Действительно, в представлении новичку, то есть тому, кто не знаком ни с книгой, ни с аудиокнигой ни вообще с творчеством Пелевина, разобраться будет сложно. После "знакомства" - немного легче, но все равно сложно. А ты разве легких путей в жизни ищешь? В первый раз очень трудно уловить все нити постановки и вплести их в одну косу. А именно: тебе нужно смотреть на сцену, где непосредственно происходит действие; на сетку, натянутую перед сценой и служащую экраном, где периодически появляются какие-то слова или изображения. Надо сказать, актеры за этой сеткой смотрятся как животные в зоопарке: у них там своя жизнь, отношения, а мы смотрим на все это и развлекаемся. Ну и, конечно, обращать внимание на экран ноутбука, где происходит то же самое действие, только с другого ракурса - каждого актера параллельно снимают веб-камеры, расположенные в глубине сцены и, щелкнув на фотографию нужного актера, ты можешь наблюдать именно за ним. Также ты можешь, не сходя с места, поиграть в игру "лабиринт" или "початиться" с другими зрителями. Кстати, в глобальной сети параллельно "в прямом эфире" идет трансляция спектакля для всех желающих увидеть происходящее и неприсутствующих в зале. Не знаю, каких совершенств достиг технический прогресс, но в зале с ним были явные проблемы.

Еще не закончился первый акт, как я пожалела, что тащила этот тяжелый ноутбук. Многие захлопывали крышки своих "ноутов" после первых же минут представления. Потому что смотреть там было нечего. Задумка, наверное, хорошая - соединить классический театр и современные технологии. Но на то он и театр будущего, что не созрел еще для настоящего. Из-за плохо отрегулированной работы сети оценить по достоинству преимущество работы с "ноутбуком" мне не удалось. Возможно, с каждым новым показом "SHLEM.COM" неполадок будет оставаться все меньше и меньше.

Кстати сказать, помимо того, что постановка суперсовременная и технологизированная, в ней задействованы известные актеры: Андрей Бартенев (известный художник, перфомансер) в роли странного персонажа Organizm :), Амаду Мамадаков (известен ролью рядового Вакутагина в сериале "Солдаты"), Артур Смольянинов (Лютый в "9 роте"), Елена Великанова (провинциалка Славка в фильме "Попса") и кульминация спектакля, человек - расставляющий все точки над i, - Михаил Ефремов в роли Sliff_zoSSchitan. Конечно, это необычное представление. Но светит ли ему большое будущее, судить не берусь. Одно ясно: без подготовки приходить не следует.

Многие, несмотря на все технические неполадки и непонимание текста, просидели оба акта в чате, общаясь друг с другом: "- А Пелевин в зале сидит! 9 ряд 12 место! - 9 ряд 12 место - сижу я. Но я не Пелевин! - Зачем ты занял место Пелевина? :)"

Обсуждались также водка при Сталине и ныне, преимущества и недостатки маленьких машин, спит или не спит Михаил Ефремов, пока не пришла его очередь выступить, и, конечно, сама сеть...

"Да-а-а-а, грузанулись по полной...", - выдала задумчиво моя подруга, когда мы выходили из зала после спектакля. А в очереди в гардероб в разговоре двух девушек я услышала другие отзывы: "Разве ты в своей жизни не попадала в такой лабиринт?! Ведь тебе, наверняка, приходилось стоять перед выбором направо пойти или налево. Или с опаской глядеть вперед, где будущее заслоняет высокий и густой кустарник... Этот роман о жизни. Я часто блуждаю в таком лабиринте".

Вообще устройство шлема ужаса и принцип его работы я так и не поняла, к своему стыду. Может, ты разберешься?


Издательский дом "Союз" тоже принял участие в проекте "Мифы" - он выпустил аудиоверсию "Шлема ужаса". Вообще-то, это менее всего книга - скорее аудиоспектакль с блистательным составом чтецов из числа популярных актеров и телеведущих: Леонидом Володарским, Марией Голубкиной, Тиной Канделаки, Юлией Рутберг, Николаем Фоменко и Александром Ф. Скляром. Тона голосов актеров настолько ясно передают эмоциональное состояние героев, их отношение друг к другу и даже жизненную позицию, что это в значительной мере облегчает труд "читателя", избавляя его от муторного вчитывания. Ты просто слушаешь забавный аудиоспектакль где угодно: в метро, по дороге в школу, дома, пока крутишь педали на домашнем тренажере. Аудиокнига звучит 2 часа 40 минут. Слушается без остановок. Еще один важный плюс - аудиоверсия сопровождается очень приятной музыкой, идеально вписывающейся в настроение книги.


Миф о Тесее и Минотавре.

Афины, повинные в гибели сына могущественного критского царя Миноса, долгое время платили жестокому правителю дань: каждые девять лет на Крит отправляли семь афинских юношей и девушек. Там их запирали в громадном Лабиринте, где их пожирал ужасный Минотавр - чудище с туловищем человека и головой быка. Тесей, сын бога Посейдона, покровителя моря, решил вступить в бой с Минотавром и либо убить его, либо погибнуть. Дочь Миноса Ариадна любилась в юношу. Она тайно от отца дала Тесею острый меч и клубок ниток. Герой привязал у входа в Лабиринт конец нитки клубка и пошел по запутанным бесконечным переходам Лабиринта, из которого невозможно было найти выход. Подаренным Ариадной мечом Тесей убил Минотавра и по нити Ариадны вышел из Лабиринта и вывел всех афинских юношей и девушек.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно