На нас валятся комиксы! Мы видим начало нового "бума". Собственно говоря, по-русски этот жанр всегда назывался "лубок", "веселые картинки". Так вот он, этот вполне добропорядочный и приятный жанр, "взбесился". Посмотрите, каких омерзительных чудовищ он ставит на поток, какие кровавые сцены штампует. Посмотрите, какие ужасы и непристойности появились в интернете под знаком "комикса": "Приключения блондинки", "Только для взрослых", "Хентай", "Человек-паук" и т.д. Наша цель - выяснить причины "болезни" и наметить возможные пути излечения.
Издательства комиксов "размножаются" с удивительной быстротой. Уже образовалась Гильдия издателей комиксов. Не успели и глазом моргнуть, как возник первый в России фестиваль комиксов - КомМиссия (с 2001 года), куда собрали всех российских художников, имеющих хоть малейшее отношение к данному жанру. Только вопрос: кто все это спонсирует? Посмотрите вокруг: издаются исключительно американские лицензионные серии - "Ровесник", "Дед Мороз", "Gen 13", "Фантастическая четверка", "Человек-паук", "Люди Х". Практически все комиксы, рекламируемые в Интернете - продукция американских производителей, выдержанная в разрушительном стиле 50-х. Самая большая ошибка - думать, будто потребительский спрос диктует производителю, какие товары ему следует выпускать.
Что же русский комикс?
Комикс становится привычным атрибутом нашей жизни, он все чаще приходит к нам в дом в виде рекламных листовок, плакатов, брошюр, становится обычным делом в сетке популярных еженедельников, детских и молодежных периодических изданий; в виде журналов и книг появляется в киосках и на прилавках книжных магазинов. Уже есть выбор: можно приобрести комиксы для детей и взрослых, дошкольников и школьников, истории веселые и серьезные, западные и отечественные, сказки и триллеры, фантастику и приключения, мелодрамы и боевики, детективы и фэнтези.
У нас появились собственные художники, проекты, издатели. Конечно, ни о каком буме речь не идет, да и вряд ли он возможен в России. Между тем, отношение к комиксу в нашей стране весьма специфическое, его априори подозревают в ущербности, неполноценности, в каком-то страшно разрушительном влиянии на формирующуюся личность ребенка. Говоря о комиксе, мы, как правило, имеем в виду не жанр как таковой, а те его убогие, дешевые по сути своей образцы, которые доводилось видеть на книжных развалах. Нам трудно разглядеть специфику жанра, а уж тем более дидактический потенциал, который в течение ряда лет с успехом используется в образовательных системах многих стран мира.
К комиксу в России традиционно относятся как к второсортному художественному продукту. На данный момент у нас только три издательства, занимающиеся созданием российских комиксов. Это "Нитусов", "РКК" и "Великолепные приключения". Творческие и издательские коллективы 1990-х - уфимская "Муха", свердловский "Белее", московские "Тема", "КОМ", "Махаон", отдел рисованной книги издательства "Прогресс" - безвозвратно отошли в прошлое. С другой стороны, нынче очень много пусть и небольших, но впечатляющих одиночных проектов, немало хороших комиксмейкеров, и комикс вполне прижился на страницах периодики.
Комикс - не детский жанр. Но и не взрослый. Это вид искусства и литературы, интересный как детям, так и взрослым. Комикс - молодое искусство. Его не ругать надо, а изучать. Для многих из них комикс - это хобби, ставшее профессией. Они объединяются в ассоциации, выпускают СВОИ журналы, проводят СВОИ фестивали, у них есть СВОИ закрытые клубы, сайты в Интернете и т.д.
Комиксы появились в свободной продаже, иллюстрированные истории про любимых детьми диснеевских персонажей охотно раскупаются. Может даже показаться, что жанр в России, наконец, приняли и оценили. Покупая детям комиксы про Микки Мауса, Дональда Дака и Скруджа МакДака, родители не отдают себе отчета в том, что покупают комикс. Покупали-то они не комикс, а иллюстрированные истории по мотивам любимого ребенком мультсериала.
Комикс, рассчитанный на массового потребителя, может существовать в России только как сопутствующая успешному кинопроекту продукция. Поскольку самый массовый и любимый вид искусства у нас все-таки - кино. Без узнаваемого, любимого нацией культурного героя массовый комикс существовать не может.
"Дед Мороз", "Новый комикс", "Bigant Comics", "Российская комиксная корпорация"... По некоторым сведениям, соотношение тиражей русских и западных изданий колеблется от 1-2 к 10 не в нашу пользу.
Пока комикс в России не может похвастаться бешеной популярностью. Владимир Зайковский, редактор издательства "Комикс", выпускающего "Людей Х" и "Человека-паука", объясняет это так: "Говорить о рынке комикса еще рано. Люди пока потребляют не комиксы, а торговые марки. Что касается героев русского комикса, то ими вполне могли бы стать "Менты" с телевидения". Русские комиксмейкеры восстают против самого наименования "комикс", предпочитая "графические истории".
Разнообразие современного мира комикса поистине необозримо. Традиционные жанры модернизируются, возникают все новые и новые техники, новые жанры, комикс осваивает новые территории - как тематические, так и географические. Вокруг комикса выстраивается своеобразная, в значительной степени глобальная субкультура со своими фан-клубами, интернет-антуражем, выставками, фестивалями, конгрессами.
Комиксы активно адаптируют материал других жанров - сказок, мифов, художественной литературы, фильмов и телесериалов, драматических произведений. Первая подобная систематизированная коллекция вышла в конце 1940-х годов во Франции и содержала переложения классических пьес Корнеля, Расина и Мольера.
С помощью комиксов некоторые вполне серьезные художники пытаются влиять на обыденное сознание. Например, итальянский комиксмейкер Игорт пытается развенчать романтический образ мафии, созданный американским кино. В 1996 году американский журналист Джо Сакко получил за свои комикс-репортажи премию American Book Award. Джо Сакко - один из первых, но не единственный журналист, который разрабатывает реальные политические проблемы в форме комиксов. Американский журналист Арт Шпигельман получил за серию комиксов "Мышь" Пулитцеровскую премию в начале 1990-х годов. Некоторые поговаривают даже о рождении нового жанра - комикс-журналистики.
Временем рождения комикса принято считать 1896 год. Именно тогда, с публикации на страницах газеты New York World первого выпуска серии "Желтое дитя" карикатуриста Ричарда Аут-Колта рисованный рассказ оформился как жанр и обрел название "комиксы".
Российская культура имеет богатые традиции совмещения повествования с иллюстрациями, как в светском, так и в религиозном творчестве. Житийные иконы средневековых мастеров являлись одновременно и литературными произведениями. Популярный в миру лубок, комбинируя текст и графику, выполнял самые разные функции вплоть до политического памфлета или народной энциклопедии. Монополизировавший издание лубков книгопромышленник Иван Дмитриевич Сытин перевел производство на передовую полиграфическую базу. Рождение комиксов не осталось у нас незамеченным. К примеру, хрестоматийная сага о похождениях семейства Фенульяров французского рисовальщика Кристофа была переведена на русский почти сразу по выходе в Париже и опубликована в журнале "Родник". Популярность рисованной литературы росла, но... Случилась революция. Культура перешла под жесткий государственный контроль со всеми вытекающими из этого последствиями.
Отношение к комиксу было навязано нам во времена, когда он считался частью чуждой нам западной культуры, пропагандирующей насилие, секс, эгоцентризм. Самая читающая нация в мире увидела в комиксе зверя, угрожающего национальным традициям, способного пошатнуть непререкаемый на Руси авторитет слова.
Сегодня многое изменилось. В России сейчас уникальная ситуация - многие издатели сами серьезно относятся к воспитательному потенциалу их продукции. Хороший пример - "Великолепные приключения", самый устойчивый отечественный сериал. Как рассказал руководитель проекта Дмитрий Смирнов в интервью сетевому журналу "Комиксолет": "Наша задача - показать комиксы как один из возможных, веселых и красивых миров. В первую очередь, это касается здорового образа жизни. Тут же - борьба против укоренившихся в российском менталитете алкоголизма, курения, лежания на диване, воинствующей антиспортивности".
Эпохальной можно считать выставку в Галерее Марата Гельмана под названием "BUBBLE. Комикс в современном искусстве". Поклонники жанра в России не пройдут мимо крупнейшего сетевого журнала "Комиксолет", а также весьма солидного украинского русскоязычного сайта www.comics.com.ua.
В общем и целом, можно сказать, что пока российская элита и педагогика спорят о том, что такое комикс: искусство или не искусство, хорошо это или плохо, - читатели комиксов вынуждены довольствоваться лицензионными изданиями заграничных образцов жанра. Ситуация чем-то напоминает ситуацию в российском кинематографе: фильмы снимаются талантливыми режиссерами с талантливыми актерами, талантливые критики их активно обсуждают, только вот зрители не видят.
Смотрите также: