Попробуй открыть поисковую систему Google и набрать по-английски словосочетание "жалкий неудачник" - miserable failure. Первой строкой в списке программа выдаст ссылку на официальный сайт президента США Джорджа Буша, а именно - страничку с его биографией. Это не что иное, как ставший уже знаменитым google bombing, который придумали американские интернет-пользователи, главным образом блоггеры.
Развлечение с политическим оттенком появилось в 2001 году. Позже оно с успехом применялось во время президентских выборов, в годовщину бомбардировки Ирака и прочих значимых для личности политика событий.
Секрет фокуса очень прост: он эксплуатирует основное качество поисковой системы. Оно заключается в рейтинге: чем больше ссылок на нужный сайт с ключевыми словами "жалкий неудачник" будет размещено, тем больше шансов оказаться этому сайту в первой строке. Ссылки в основном ставят в блогах (сетевых дневниках). Для успешного проведения мероприятия требуются массовость и сплоченность пользователей интернета, поэтому google bombing напоминает виртуальный флеш-моб.
Подобная "интернет-зараза", как выражаются некоторые политики, поразила и Италию. Достаточно было ввести слово "шут" (buffone) или того же "неудачника" в строку ввода, как первая ссылка отсылала на сайт бывшего премьер-министра Сильвио Берлускони. Позже Google по просьбе итальянских властей отменил возможность такого запроса на Берлускони. Подобных примеров за историю бомбинга накопилось немало, в частности "лжецом" (liar) оказывался Тони Блэр.
Однако этот феномен поисковой системы используется не только для злых шуток, направленных против политиков. На прошлое Рождество при слове "подарки" в строке ввода первая ссылка указывала на сайт ЮНИСЕФ, фонда ООН помощи детям.
Не один лишь Google пострадал от нападок сетевых любителей развлечься. Система Yahoo, использующая движок Google, повторяет шутку с "жалким неудачником". А недавно отечественный Yandex начал показывать официальный сайт президента РФ В. Путина при запросе "враг народа". Тем не менее в Yandexе быстро пресекли любые попытки эксплуатации своей поисковой системы в "нежелательных" целях. Зато на Google "враг народа" работает, да еще как. Это словосочетание времен французской революции и сталинских репрессий - последняя новость в мировом бомбинге. Правда, для англоязычных пользователей the enemy of the people не имеет такой глубокой значимости.
Любопытно, что если власти обращают внимание на выходку "кибер-террористов" и делают запрос руководству поисковой системы ликвидировать ее эффективность, то главный герой-политик становится более известным. Тем самым подтверждая "правду" google-бомбинга о себе? В любом случае, бомбинг остается как довольно мощным средством выражения общественного мнения, так и способом рекламы и пиара.
Смотрите также: