Франко Дзеффирелли: "Футбола и вина для гордости маловато"

   
   

В ПОСЛЕДНЕЕ время знаменитый итальянский режиссер Франко ДЗЕФФИРЕЛЛИ ("Ромео и Джульетта", "Чай с Муссолини", "Каллас навсегда" и пр.) бывает в России довольно часто. Но нынешний ноябрьский визит, по признанию Дзеффирелли, - особенный. В Кремле режиссеру вручили медаль как "лучшему итальянскому другу России".

ПОЭТОМУ вполне логично, что Дзеффирелли стал участником дискуссии "Гражданское общество и внешний имидж страны. Опыт России и опыт Италии", которая была проведена в стенах МГИМО в рамках официального визита в Россию премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. По окончании форума господин Дзеффирелли дал интервью "Аргументам и фактам".

- СЕГОДНЯ изрядная часть российской интеллигенции в поте лица трудится над созданием национальной идеи. А любая национальная идея подразумевает: у нас есть чем гордиться. Вы хорошо знаете Россию. Какую бы национальную идею предложили вы?

- Знаете, мне 80 лет, и я много чего повидал. Я жил при Муссолини, видел крах Америки. Я открыл для себя Россию еще до того, как впервые приехал сюда вместе со своим театром и великой актрисой Анной Маньяни. Моим дебютом на театральной сцене были чеховские "Три сестры". Я не знаю, кем бы я стал, если бы не великие русские авторы, которых я читал, великие русские фильмы, которые я смотрел.

Многие, побывав в России, возвращаются оттуда в сильном волнении. Вы сумели сохранить большую часть той великой культуры, которая оставила мощнейший след в мире. А главное, вы сумели сохранить надежду - ту надежду, которой был буквально пропитан воздух в 60-е годы, во времена моего первого визита в Россию.

- В России есть Пушкин и Чехов, и в космос мы полетели первыми. Но Пушкин жил 200 лет назад, Чехов - сто, в войне мы победили 60 лет назад, космос покорили 40 лет назад. А сегодня даже "в области балета" мы далеко не "впереди планеты всей".

- Современное духовное оскудение - не только ваша проблема и далеко не ваша вина. Не берите на себя такую ответственность! Наоборот, вы сейчас - один из самых передовых народов, вы не растеряли способность творить. Европейское же общество в погоне за сытостью и материальными благами, кажется, вообще перестало обращать внимание на духовные ценности. И мы в Италии тоже все чаще вспоминаем Микеланджело или Данте и, к сожалению, все реже - современных художников. Так что не беспокойтесь. Это проблема не только России.

Просто нужно помнить, что вы - потомки великого, прекрасно образованного народа. Вы по-прежнему выпускаете интересные книги и фильмы, ваши дирижеры и музыканты известны по всему миру. Гордитесь этим! В оперном искусстве мы не значили бы ничего, если бы не было российских оперных певцов.

- А чем гордится современная Италия? Футболом, вином?

- Да, конечно, мы могли бы этим гордиться. Но все же футболом невозможно измерить степень значимости того или иного общества. Я знаю одного прекрасного футболиста из Нигерии. Но это не значит, что мы можем говорить о Нигерии как о стране, к мнению которой прислушиваются в мировом сообществе. Так что одного футбола или вина маловато.

Итальянцы гордятся тем же, чем гордятся русские, - многовековой культурой. Вообще, знаете, это очень интересный вопрос. В Японии, где я много работал, меня никогда об этом не спрашивали. Там, если речь заходит о культуре, ее просто покупают. Наслаждаются приобретенным, любуются, но никогда не задумываются над тем, что сами в состоянии дать миру.

Вас же заботят эти вопросы потому, что вы, россияне, привыкли давать миру культуру. И вы еще не потеряли своего истинного призвания эту культуру создавать, сохранив эту способность даже тогда, когда жили в обществе чудовищной несвободы.

- Нужно ли вообще так стараться, работать над имиджем страны? Не все ли равно, что думают о России или Италии в Америке или в Австралии, к примеру?

- Рано или поздно Европа столкнется с одной большой проблемой (надеюсь, что я до этого момента не доживу!). Ее поглотит Азия. Я говорю не о войнах, а об определенных экономико-культурных процессах, которые происходят в мире. И тогда Европа не сможет обойтись без России, так же как и Россия - без Европы.

Что же касается работы над имиджем страны... Святой Франциск Ассизский говорил: "Вы не должны ходить по миру, пытаясь известить о приходе Христа. Люди должны понимать, что вы - истинный христианин, по тому, как вы себя ведете". Нужно просто быть самим собой, чтобы окружающие без всяких дополнительных усилий понимали, являетесь ли вы действительно интересными людьми или нет. Не надо притворяться!

- В прошлом году вы представляли в Большом свой спектакль, в Москве прошла выставка ваших работ. В этом году Россия значится в ваших творческих планах?

- Да, у меня есть некоторые задумки, но они еще должны вызреть. Во-первых, я собираюсь представить свою автобиографию, которая еще не издавалась на русском. Во-вторых, Андрей Кончаловский сделал мне очень интересное предложение - поставить фильм по "Щелкунчику" Чайковского. При современном уровне технического оснащения такой благодатный сюжет очень легко превратить в настоящий детский праздник. Это не будет еще одна версия классического балета. Это будет своеобразный спектакль для детей всего мира, ведь язык танца понятен всем и не требует перевода.

Смотрите также: