ФОН ШТИРЛИЦ, запыхавшись, вбежал в кабинет и бросился к телевизору. Сегодня последняя серия фильма "Семнадцать мгновений с тропиканкой - больше, чем жизнь в Санта-Барбаре". На столе лежали шифровки. "Потом, после, успею", - успокаивал себя разведчик.
На экране появились ставшие родными за полвека лица.
- Где ты была, Изаура Памфиловна? Ты по-прежнему ищешь сына, которого у тебя никогда не было?
- Как ты можешь так говорить, Леонсио Вольфович? Это ведь твой сын!
По лицу белокурой Изауры текли прозрачные слезы. Она гордо откинула косу и посмотрела на хмурого Леонсио. Его лицо перекосилось, словно от нервного тика.
- Ты ищешь сына уже 30 лет, Изаура! Я верил тебе, из-за этого я проиграл выборы в Думу. Меня обскакали. И кто? Хуан Карлос Явлинский со своей Хакаду!
- О, Леонсио, - рыдала Изаура. - Какие выборы, если наш сын страдает. Он где-то рядом, я чувствую это.
- С вашего позволения, - на экране появился бравый капитан Клосс Ерин. - Я нашел следы вашего сына.
- Вы, Клосс, хороший человек, - вскричала Изаура Памфиловна. - Я знала, что он где-то рядом.
- Мне помогали четыре танкиста и собака, - скромно потупился Клосс Ерин. - Громов, Коржаков, Барсуков Грачев и Лебедь.
- Где же мой сын? Кто он? - вскрикнула Изаура.
- Я! - сделали шаг вперед все танкисты и собака.
- Я помню, у моего мальчика была татуировка на интимном месте. Ее сделала няня Джина Максимовна. Я узнаю его, узнаю! Сынок, Вето, кто ты?
- У меня есть татуировка, -звякнув золотой цепью, произнес Вето Грачев.
- Какая? - вскрикнула Изаура. -ЛДПР.
- Да, да, это он. Леонсио, неужели ты не узнаешь своего сына?
- Нет, ты покажи, покажи, всем покажи. Пусть весь мир знает, что мы будем мыть сапоги в Индийском океане, будем, а всякие там гайдары с Чубайсами и ваучерами нас не остановят.
- Папа! Мама! - бросился им на шею Вето Грачев. - Я знал, что вас найду. Я вас искал в Афгане, я вас искал в Чечне, я вас искал в "Белом доме". У меня есть невеста, мы сегодня хотели пожениться.
- Кто она, эта девушка, сынок?
- За какую она партию? -вскричал Леонсио Вольфович.
- Она из фракции "Женщины России". Она скромная и хорошая. Она обещает повысить пенсии и снизить налоги.
- А как ее зовут?
- Просто Мария Филипповна.
- Я вас благословляю, - воскликнула Изаура.
Конец фильма.
Штирлиц утер скупую мужскую слезу и подошел к столу. На столе лежала шифровка. "Юстасу. Как нам стало известно, 59% женщин Франции смотрят "мыльные оперы". Срочно узнайте, какая часть населения России смотрит сериалы. Сколько фильмов и какие идут по каналам телевидения. Сколько они стоят. Задание опасное. Проявите стойкость и находчивость.
Центр Общественных связей".
Штирлиц задумался. Он знал, какие сериалы смотрят в России: "Санта-Барбара", "Тропиканка", "Мариелена", "Каина", "Династия". Он нервно закурил и начал писать.
"Информация к размышлению. Характер американский и латиноамериканский. Темперамент буйный. Сюжет примитивный. Набор слов ограниченный. Актеры второразрядные.
Аудитория смотрящих - 50 миллионов. Профессии: пенсионеры, рабочие, служащие, колхозники, фермеры, инженеры, дилеры, киллеры, работники охраны, военнослужащие.
Сериалы в России смотрят в среднем в 1,5 раза больше, чем во всем мире. Причины - уход от серой действительности, желание увидеть красивую жизнь, красивые лица, красивую любовь и красивые страсти. "Сериалы" в России смотрели и раньше: съезды партии, съезды депутатов, заседания Думы...
Старые советские фильмы - "Веселые ребята", "Подкидыш", "В шесть часов вечера после войны", "Свинарка и пастух", "Кубанские казаки" - вариации все тех же "мыльных опер". Фильмы эти имели весьма отдаленные связи с реальной жизнью, однако же люди ходили смотреть их по десять, двадцать раз".
Штирлиц, конечно, не мог не знать, что в спектакле "Братья и сестры" Льва Додина, который сейчас с триумфом идет в Москве, герои, колхозники из северной заброшенной деревушки, полуголодные, полуживые люди, в послевоенные годы тоже смотрят "Кубанских казаков", и экранная красивая жизнь кажется им правдивее и важнее их собственной... И, кстати, то же самое старое кино с удовольствием, как показывают телерейтинги, люди в России смотрят и сегодня.
Но сейчас на свои фильмы у кинематографа и телевидения денег нет, а сериалы обходятся сравнительно дешево. Так, "мыльные оперы" по каналу "2 х 2" идут по бартеру - их меняют на рекламное время.
...Штирлиц закурил новую папиросу и решительно написал:
"Пусть смотрят. Ничего плохого в этом нет".
И подписался: Юстас.
Потом по его мужественному лицу пробежала легкая тень, и он, смущаясь, сделал приписку: "Дорогой Центр! Прошу на следующее задание отправить меня в г. Санта- Барбара (США). Мне там легче будет вербовать агентурную сеть: в этом городе у меня все знакомые".