ХОЗРАСЧЕТ - это такой метод социалистического хозяйствования и управления производством, при котором результаты труда жестко соизмеряются и рассчитываются с понесенными затратами. Этому способствуют основные принципы хозрасчета: самофинансирование предприятий, возможное лишь при самоокупаемости, а она, в свою очередь, возможна лишь при самостоятельности трудовых коллективов. Словом, хозрасчет - это прямая материальная зависимость предприятий от результатов своей работы, это обеспечение материального стимулирования при эффективном производстве и материальная ответственность за собственные ошибки, упущения.
Возникает естественный вопрос: разве до сих пор наши предприятия не работали на хозрасчете?
Был, как в поговорке, Федот, да не тот. Существовавший до сей поры хозрасчет носил во многом формальный характер. К примеру, о хозяйственной самостоятельности можно было говорить лишь с натяжкой, поскольку она резко ограничивалась множеством утверждаемых сверху показателей и запретов.
Предприятие, например, не могло распоряжаться даже небольшой частью своей продукции: его обязанностью было произвести эту продукцию, а кому она достанется - его не касалось. Нередко это препятствовало нормальным отношениям взаимопомощи и сотрудничества между предприятиями.
РЕШАТЬ - САМИМ!
Сейчас эти и другие ограничения реальной самостоятельности предприятий сняты: предприятие имеет право использовать на собственные нужды, реализовывать другим предприятиям и населению, обменивать с другими предприятиями свою продукцию при соблюдении одного условия - полном выполнении всех договорных обязательств. Точно так же оно имеет право передавать другим предприятиям, продавать, обменивать и т. п. часть своего имущества, сырья и других материальных ценностей.
Не "везло" и другому принципу хозрасчета - материальной заинтересованности в высоких результатах производства, окруженной частоколом ограничений. Предприятие было обязано работать рентабельно и получать прибыль, но какая часть своей же прибыли достанется ему - полностью определяло министерство. Прямой зависимости между результатами производства и оставляемой в распоряжении предприятий прибылью не было - лучше работающие могли получить меньше, а худшие - больше, если так считало нужным министерство. Перераспределение прибыли от хорошо работающих работающим плохо было обычным явлением.
Сейчас это невозможно: за вычетом определяемых по стабильным нормативам платежей в бюджет (плата за фонды и другие ресурсы, отчисления от прибыли) и министерству, вся остальная прибыль остается в распоряжении предприятия и никакому перераспределению или изъятию не подлежит. В Минхиммаше СССР, например, из каждой тысячи рублей прибыли 505 руб. идет в бюджет и министерству, а 495 руб. направляется в фонды экономического стимулирования предприятий: 330 руб. - в фонды развития производства, науки и техники; 91 руб. - в фонды социального развития; 74 руб. - в фонды материального поощрения.
Последовательно осуществляется сейчас и принцип материальной ответственности за результаты производства. Эта ответственность многогранна: при уменьшении общей суммы прибыли (а прибыль отражает эффективность производства) автоматически уменьшаются фонды экономического стимулирования; при невыполнении обязательств по поставкам продукции заказчикам уменьшаются отчисления в фонд материального поощрения (на 3% за каждый процент недопоставки).
Резко повышена ответственность за качество продукции. Теперь соответствующей интересам общества признается только продукция высшей категории качества, не уступающая лучшим мировым образцам. А выпуск продукции первой категории качества наносит ущерб обществу, который должен быть хотя бы частично возмещен предприятием в виде скидки с оптовой цены изделия в размере 5% в первый год, 10% во второй и 15% в третий год его выпуска. Если в отправленной заказчикам продукции обнаружатся дефекты, до они исправляются за счет предприятия-поставщика, главным образом, за счет его фонда материального поощрения (до 20% его плановой величины).
Раньше годами решалась проблема показателей: сколько их устанавливать предприятию и каких именно, какие показатели считать утверждаемыми, то есть обязательными для выполнения, а какие - не очень обязательными, то есть расчетными, и т. п. Отныне никакие показатели утверждаться предприятиям сверху не будут, они сами будут разрабатывать свои планы и утверждать их. Деятельность предприятия будет направлена на удовлетворение общественных потребностей с помощью экономических нормативов, государственных заказов, контрольных цифр и т. д.
ПРИ ВЗАИМНОЙ ВЫГОДЕ
Другое условие обеспечения полного хозрасчета состоит в том, что взаимоотношения предприятия с другими предприятиями, организациями должны носить хозрасчетный, взаимовыгодный характер. Это значит, что реализация продукции и услуг должна осуществляться по ценам, обеспечивающим предприятиям возмещение их затрат (в общественно необходимых размерах) и получение нормативной прибыли. Поэтому полный хозяйственный расчет предполагает осуществление реформы ценообразования.
Хозрасчетный характер носят взаимоотношения предприятия как со своими поставщиками, так и заказчиками. Любые убытки, причиненные одним предприятием другому, полностью возмещаются в установленном порядке. Без этого не может быть полного хозрасчета.
Хозрасчетными должны быть также взаимоотношения предприятия с органами материально-технического снабжения (сейчас эта задача еще не решена).
Раньше дело доходило до того, что если предприятие лучше использовало материальные ресурсы и обходилось их меньшим количеством, чем полагалось по фондам, то это грозило ему неприятностями: ориентируясь на "достигнутый уровень", фонды ему сокращали.
Кардинальным решением этой проблемы явится переход к оптовой торговле средствами производства. Пока доля оптовой торговли еще невелика: в 1987 г. ее объем составлял примерно 10 млрд. руб. В 1988 г. объем оптовой торговли средствами производства составит 30 - 35 млрд. руб., а в 1992 г. достигнет 225 млрд. руб., что превысит 70% общего объема поставок в системе Госснаба.
Принципы хозрасчета распространяются, естественно, на взаимоотношения предприятий с колхозами, овощными базами и т. д. - эти взаимоотношения должны быть также выгодны обеим сторонам (по крайней мере, безубыточны для них). Колхозы и совхозы, например, еще не скоро смогут обойтись без помощи горожан, особенно в период уборки урожая, но эта помощь должна осуществляться на договорной и возмездной основе, а не бесплатно, как это делается сейчас.
Даже отношения предприятия с вышестоящим органом, министерством в условиях полного хозрасчета не могут носить чиста административный характер. Предприятие обязано выполнять указания министерства, но и министерство обязано учитывать экономические последствия своих решений для предприятия. Если предприятие понесло убытки по вине министерства, то последнее обязано возместить их ему. Источником средств для этого могут быть имеющиеся в распоряжении министерства централизованные резервы и фонды.
Ориентация на развитие полного хозрасчета предполагает более широкое использование товарно-денежных отношений.
До сих пор, хотя эти отношения органически присущи социалистической системе хозяйства, значительная часть общественного продукта была охвачена ими только формально. Машины и оборудование, сырье и материалы распределялись хотя и в стоимостной форме, но продавцу сверху указывали, что, кому и по какой цене продать, а покупателю также в директивном порядке определяли, что, у кого и по какой цене купить. За стоимостной формой скрывалось натуральное распределение продукта.
Сейчас по мере широкого распространения прямых связей между предприятиями открывается путь к эффективному развитию и использованию в интересах общества товарно- денежных отношений.
КАК ВНЕДРИТЬ ХОЗРАСЧЕТ
Прежде всего, необходимо обеспечить достаточный уровень рентабельности, получения прибыли для внесения платежей в бюджет и формирования фондов экономического стимулирования.
В наиболее сложном положении оказались убыточные и низкорентабельные предприятия. Они должны разработать и осуществить программы преодоления убыточности или повышения рентабельности на основе совершенствования производства, упорядочения структуры управления, организации внутрипроизводственного хозрасчета, устранения неоправданных расходов и потерь. Ввести строгое нормирование всех расходов, затрат на производство, упорядочить учет, полностью отказаться от "котлового" метода учета затрат. Избавиться от сверхнормативных остатков товарно-материальных ценностей. Установить и ввести в действие неустановленное оборудование. Наладить строгую дисциплину поставок, и тем самым избавиться от штрафов за недопоставку и потери части фонда материального поощрения. Система премирования, внутризаводских санкций должна быть ориентирована прежде всего на обеспечение безусловного выполнения государственного заказа, всех договорных обязательств по поставкам продукции заказчикам по всему ассортименту и точно в срок.
Нужно приучить все заводские службы считать каждую копейку. Это не скопидомство, а рачительное хозяйствование. Каждый затраченный рубль должен окупаться и приносить прибыль. Это не должно привести к "экономии" затрат на развитие и совершенствование производства: главное требование хозрасчета заключается не в том, чтобы меньше затратить, а в том, чтобы больше получить.
Г. КИПЕРМАН, доктор экономических наук
Смотрите также:
- Кредиты на ускорение НТП, наращивание выпуска товаров возрастут до 9,5 млрд. руб., или на 25%. Банк, деньги, кредиты →
- ЧАСТНЫЙ СЕКТОР В ПОЛЬШЕ ПРИНОСИТ 20% НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА. Приватизация: польский вариант →
- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Акционерное общество →