Беседа с председателем правления Госбанка СССР Н. В. Гаретовским.
КОРР. Николай Викторович, как вы восприняли критику банковской системы, прозвучавшую на XIX партконференции?
ГАРЕТОВСКИЙ. Изменяем стиль и методы работы банков. Банки не должны противопоставлять себя предприятиям, стоять над ними, как это было раньше, и диктовать условия. Мол, мы "хозяева денег", на что хотим, на то и дадим. Теперь коллективы действуют на основе Закона о государственном предприятии, и это ставит их в равноправное положение с учреждениями банков. Речь идет о том, что отношения строятся на основе взаимных договоров, где договаривающиеся стороны равноправны.
Разграничиваются и взаимоотношения между банками. Госбанк СССР должен стать расчетным и кассовым центром страны, как это предусмотрено в новом хозяйственном механизме. Попытки создать замкнутые "ведомственные" вычислительные системы уже сказались на состоянии расчетов в народном хозяйстве, замедлили их. Должна быть повышена и роль Госбанка СССР в управлении денежным обращением страны, где особенно недопустима ведомственность. Нельзя мириться с такими фактами, когда на местах при обслуживании клиентуры делаются попытки делить клиентов на "своих" и "чужих". Обо всем этом говорит накопленный опыт работы банков в текущем году.
КОРР. Чем вызвана реорганизация банковской системы страны? Зачем, скажите, потребовалось делать шесть банков? Гибкости им это не прибавило, а штаты, видимо, увеличились...
ГАРЕТОВСКИЙ. Действующие с 1 января 1988 г. банки - Госбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сберегательный банк СССР организованы на базе бывших Госбанка, Стройбанка, Внешторгбанка и системы Государственных трудовых сберегательных касс, т. е. заново создана сеть лишь двух банков - Агропромбанка и Жилсоцбанка. При этом хочу особо подчеркнуть, что реорганизация банков осуществлена в пределах плановой численности работников на 1987 г., т. е. никакого увеличения штатов не произошло.
Вместе с тем хочу отметить, что дело не в количестве банков. Сколько иметь банков, на это даст ответ наша хозяйственная практика. По сравнению с другими странами у нас их мало. Новые условия хозяйствования уже выдвигают необходимость создания кооперативных и коммерческих банков. В Госбанк СССР поступают ходатайства о регистрации таких банков. Они будут работать на хозрасчете, а если не впишутся в новую систему, то сами себя изживут.
Чем же вызвана реорганизация банковской системы? Банковская реформа - одна из составных частей перестройки хозяйственного механизма. Банки в силу своей специфики имеют возможность постоянно влиять на положение дел в любом регионе, на работу каждого предприятия, на весь ход выполнения планов экономического и социального развития страны.
Однако в последний период эффективность денежно-кредитной политики значительно снизилась. Кредит в большей мере стал направляться на покрытие убытков и длительных финансовых прорывов, а в ряде случаев и бесхозяйственности. Денежный оборот все в большей мере наполнялся избыточными платежными средствами.
Сложилось так, что при постоянном росте экономики страны, возрастании товарно-денежного оборота банковская система оставалась прежней, не приспосабливалась к нуждам хозяйства и недостаточно учитывала специфику и особенности различных отраслей и сфер экономики, стала крайне неповоротливой. В целом прежние методы работы Госбанка и Стройбанка пришли в противоречие с новым хозяйственным механизмом.
Поэтому главная цель реорганизации - приблизить вновь созданные специализированные банки к предприятиям, теснее сомкнуть деятельность широкой системы банков с хозяйством.
КОРР. Изменились ли функции Госбанка?
ГАРЕТОВСКИЙ. Да. Его усилия сосредоточиваются на обеспечении централизованного планового управления денежно-кредитной системой, проведении единой политики государства в области денежного обращения, кредитования, финансирования, расчетов, кассовых и валютных операций. Являясь эмиссионным банком страны, Госбанк СССР в централизованном порядке осуществляет регулирование денежного обращения в стране, выпуск денег в обращение. На Госбанк СССР возложен контроль по всем основным направлениям деятельности специализированных банков СССР.
КОРР. Прошло семь месяцев с момента реорганизации банков. Как отмечают специалисту, положительные результаты появляются очень медленно, по- прежнему финансовые органы скорее тормозят цело, чем помогают ему...
ГАРЕТОВСКИЙ. В основном завершена организационно-структурная перестройка банковской системы. На первый план теперь выдвигается превращение банков в активных, заинтересованных партнеров предприятий. Ускоряется оборачиваемость кредитных ресурсов, они направляются прежде всего на быстроокупающиеся мероприятия. Этому содействует внедрение принципов хозрасчета в деятельность банков и в кредитные отношения банков с предприятиями.
Сделаны первые шаги в работе банков по-новому. Они начинают глубже вникать в суть экономических процессов, происходящих в народном хозяйстве, эффективнее использовать рычаги управления кредитными ресурсами. Так, если в начале 80-х гг. кредиты росли ежегодно на 35,8 млрд. руб., то за первое полугодие т. г. высвобождены кредитные ресурсы почти на 12,9 млрд. руб.
Сейчас же предприятия, с одной стороны, стали экономнее подходить к использованию кредитов, а банки, с другой стороны, усилили свои требования.
Главное сейчас - активнее использовать кредит в деле ускорения научно- технического прогресса, обновления производственных фондов и особенно наращивания выпуска товаров народного потребления. Кредитные вложения на эти цели в 1988 г. по сравнению с прошлым годом возрастут до 9,5 млрд. руб., или на 25%.
Укрепляется и платежная дисциплина. Однако доля краткосрочных кредитов, не имеющая материального обеспечения, все еще высока. Потребность в этих кредитах обусловлена длительными финансовыми затруднениями, отвлечением средств из хозяйственного оборота.
КОРР. Ваш основной "товар" - это рубль. А его покупательная способность все падает. "Пустых" рублей оказывается все больше...
ГАРЕТОВСКИЙ. Да, это основная проблема. Причины имеющихся здесь сложностей хорошо известны. И новый хозяйственный механизм сделал лишь первые шаги по укреплению денежного обращения. Поэтому увеличение расходуемых на оплату труда средств не всегда увязывается с результатами деятельности предприятий, с выполнением обязательств по поставкам продукции. Имеются многочисленные факты, когда на предприятиях даже при снижении объема производства заработная плата значительно растет. Разумеется, такая практика не отвечает принципам Закона о государственном предприятии, в котором предусмотрено, что каждый выплаченный рубль должен быть заработан.
Подчас проявляются элементы некоего коллективного эгоизма, когда расходы на повышение размера оплаты труда осуществляют в первую очередь, а все другие расходы, которые должны проводиться коллективами предприятий, переносят на второе место.
В первом полугодии текущего года по многим предприятиям, работающим по- новому, темпы роста заработной платы даже опережали темп роста производительности труда. Некоторые из них продолжают "жить не по средствам", начисляют заработную плату в большем размере, чем получило государство от их трудового вклада. Такое положение, конечно, ненормальное. Много и таких явлений, когда на предприятиях с целью получения повышенных заработков устанавливаются более легкие производственные задания на первые кварталы года. А дальше, считают, - помогут, как было прежде.
Положение усугубляется еще и тем, что превышение планового уровня оплаты труда зачастую не подкрепляется соответствующим увеличением производства и реализации товаров народного потребления, объема услуг. В результате в ряде регионов страны выполнение кастового плана осуществляется в текущем году с большим напряжением, в кассы банков в значительных размерах недопоступает денежная выручка, и это вызывает задержки в расчетах по заработной плате с трудящимися.
КОРР. В некоторых письмах данные факты расцениваются, как "дискредитация" перестройки.
ГАРЕТОВСКИЙ. Я считаю, что это недопустимое явление. Заработная плата должна выплачиваться вовремя и в полном размере. И здесь свое веское слово Должны сказать Советы Министров республик и исполкомы Советов народных депутатов. Дело в том, что новый хозяйственный механизм возложил на них полную ответственность за состояние денежного обращения в регионе, выполнение кассовых планов, обеспечение сбалансированности денежных доходов и расходов населения. Пока что предоставленные Советам широкие права по насыщению рынка товарами и услугами используются слабо и нерешительно. А резервы есть, и немалые.
Так, в условиях неполного обеспечения потребностей населения в бытовых услугах во многих республиках и областях в ущерб выполнению индивидуальных заказов населения необоснованно расширен перечень услуг, выполняемых для предприятий и организаций с оплатой по безналичному расчету. В целом по стране в 1987 г. за ремонт и строительство жилищ и других построек население уплатило частным лицам значительно больше, чем получено предприятиями союзных республик за эти виды услуг. Уровень бытового обслуживания сельского населения еще значительно отстает от обслуживания городских жителей - в среднем одному жителю села было предоставлено бытовых услуг на 30% меньше, чем городскому.
В регионах еще много предприятий, которые вообще не производят каких-либо товаров народного потребления. Между тем там же и не хватает многих простых товаров хозяйственного обихода, которые могли быть ими изготовлены.
Возьмем, к примеру, и такой факт. Недавно приняты решения о дальнейшем развитии индивидуального и кооперативного жилищного строительства. На эти цели выделены дополнительные кредитные ресурсы в размере 2 млрд. руб. Однако это важное мероприятие не только не подкреплено на местах соответствующим увеличением объема реализации населению строительных материалов, но даже плановые объемы продажи не всегда и не везде обеспечены.
КОРР. Здравый смысл подсказывает, что каждый регион должен сам себя "содержать", но не всегда, к сожалению, пока так получается. Какую роль здесь мог бы сыграть кредит?
ГАРЕТОВСКИЙ. Основная задача - взаимоувязать интересы всего общества с потребностями каждой его территориальной ячейки и трудовых коллективов, покончить с ведомственной разобщенностью и раздробленностью местного хозяйства.
Для того, чтобы обеспечить полную ответственность и самостоятельность Советов, необходимо закрепить за ними устойчивые, основанные на долгосрочных нормативах источники доходов. Сюда же включить и поступления от всех предприятий, расположенных на их территории, независимо от подчиненности. Эти средства целесообразно использовать для экономического развития и улучшения жизни населения, защиты окружающей среды. При этом должны быть обеспечены твердые гарантии местным Советам свободно распоряжаться средствами, полученными в результате умелого руководства хозяйством и социалистической предприимчивости. В связи с этим должны быть более широкими права регионов по привлечению средств из кредитной системы на условиях эффективного использования и последующего возврата.
Таким образом, речь идет о территориальном хозрасчете в стране. Это означает, что благосостояние любого региона будет во многом определяться тем, как работают его трудовые коллективы. Что заработал, то и получил. Поэтому территориальный хозрасчет станет реальным барьером для распространения экономического и социального иждивенчества, будет способствовать преодолению дефицита государственного бюджета, стабилизации денежного обращения, укреплению покупательной способности советского рубля.
По-новому надо подойти и к кредитному планированию. Взять, к примеру, территориальный аспект распределения и использования кредитные ресурсов. Действующая практика доведения ресурсов сверху вниз без учета местных особенностей, лишь с позиций обеспечения интересов "своих" предприятий в районах, показала свою негибкость. Она тормозит рациональное использование централизованного ссудного фонда Государства, так как одни учреждения банков имеют лишние ресурсы, а у других - их недостаток. Маневрирование же ресурсами в этих условиях натолкнулось на ряд ведомственных барьеров. На мой взгляд, было бы целесообразно централизованные ресурсы для кредитования, выделяемые за плату основным хозрасчетным звеньям специализированных банков, сосредоточить в областных управлениях Госбанка СССР, а не распределять их из Москвы. Такой порядок позволит исключить фактор ведомственности в данном вопросе и укрепить роль региона. Одновременно будет поставлен заслон узкоместническому подходу.
КОРР. Куда "пойдет" банковская система завтра?
ГАРЕТОВСКИЙ. Сама жизнь породила новые формы организации банковского дела, которые не могли быть учтены на первом этапе банковской реформы. Это, прежде всего, создание сети кооперативных банков. Встал вопрос о создании коммерческих, инновационных и других кредитных учреждений.
Этот процесс является отражением более полного использования товарно- денежных отношений, таких присущих им инструментов и рычагов, как цена, кредит, процентная политика и т. д. Однако здесь недопустима стихия. Принято решение о разработке проекта Закона СССР о банках. Такого рода законы существуют во всех экономически развитых странах. В настоящее время Госбанк СССР разрабатывает этот документ вместе с центральными экономическими ведомствами. В нем найдет отражение дальнейшее развитие банковской системы в условиях экономической реформы, накопленного опыта работы. Особое внимание будет отведено созданию коммерческих (отраслевых и региональных) банков. В этом, видимо, перспектива развития банковской системы, на что и должна быть сориентирована вся банковская структура.
Беседу вела Н. ЖЕЛНОРОВА.