ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. О религиозности поляков

   
   

В последние годы отношение поляков к религии и церкви все в большей степени учитывается и используется как во внутренней политике страны, так и в международных отношениях. И, как во всякой политике, здесь важно иметь ясное представление о реальном положении вещей. Каково же оно?

На этот вопрос отвечает директор Центра по изучению общественного мнения ПНР С. КВЯТКОВСКИЙ.

Если в декабре 1984 г. глубоко верующими являлись 20,5% опрошенных поляков, то через год этот показатель достиг 23,7%. Регулярно отправляющих религиозные обряды в 1984 г. было 42%, а в 1985 г. - 41,4%. Нерегулярно отправляли религиозные обряды в 1984 г. 37%, а в 1985 г. - 34,3%. Неверующих в 1984 г. было 7%, а в 1985 г. - 7,2%.

В воскресных мессах участвует половина всех опрошенных.

Также установлено, что религиозная активность в основном зависит от образования и возраста. Больше всего верующих и постоянно отправляющих религиозные обряды среди школьной молодежи (степень ее религиозной активности значительно превышает активность их родителей и учителей) и пенсионеров. Среди трудящихся производственной сферы наиболее религиозными являются крестьяне-единоличники старшего возраста.

Исследования также свидетельствуют, что религиозность поляков не является фанатичной, как считают некоторые, и отношение к религии редко бывает причиной противоречий между людьми. В 1984 г. только 17% рабочих и 19% интеллигенции из семи крупнейших городов страны усматривали возможность конфликтов на почве религиозных взглядов.

Чтобы установить уровень политической активности верующих, польское общество было условно разделено на пять категорий. К первой были причислены верующие члены ПОРП, ко второй - общественно-политические активисты, которых назвали "союзниками", к третьей отнесли членов бывшей "Солидарности", к четвертой - верующих, не принадлежащих ни к какой организации, пятую назвали "равнодушными". Всего было опрошено 260 членов ПОРП, 510 "союзников", 308 бывших членов "Солидарности", 480 верующих, 306 "равнодушных". Опросы проводились в ответственные для страны моменты.

Результаты опроса показали, что большинство поддерживает партию в прогнозах и оценках экономического положения в стране, ее мероприятия по выходу из экономического кризиса, демократизации жизни, проводимую ею внешнюю политику. Следует также отметить, что большинство верующих высказались за полный нейтралитет в политических вопросах.

По мнению большинства поляков, католическая церковь в Польше хорошо служит обществу. Большим авторитетом пользуются также сейм и армия. На вопрос, "хорошо ли эти институты служат обществу и отвечают ли его интересам", который был задан в 1986 г., о сейме "да" ответили 53,4%, об армии - 50,8%, о церкви - 51,4%.

В анкете, которая распространялась в июне 1985 г., влияние церкви на ситуацию в стране оценено так: 20,4% считают, что оно очень большое, 38% - большое, 24,7% - слабое. В марте 1986 г. с мнением, что церковь имеет большие возможности влиять на ситуацию в Польше и полностью их использует, согласились 23,9% опрошенных, 29,5% считают, что из-за нежелания сотрудничать с правительством по политическим мотивам церковь не полностью использует свои возможности, 9,8% указали, что церковь является причиной напряженности в стране.

В той же самой анкете большинство выразило уверенность в необходимости сотрудничества правительства с церковью. Как на сферу совместной работы опрошенные указывают на совместную борьбу с негативными явлениями морального характера, наставническую, педагогическую и благотворительную деятельность. Годом раньше, в 1985 г., был задан вопрос о возможности участия церкви в политической жизни страны. Решительное "нет" высказали 32,7% опрошенных, "нет" - 28,5%.

В целом можно сказать, что отношения между церковью и государством в основном не сказываются на настроениях в обществе. Только небольшая часть взрослого населения видит в церкви политического противника правительства. Лишь 10% опрошенных усматривают в этом опасность для общества. Примерно такого же мнения придерживается и молодое население страны.

Словом, многие поляки воспринимают церковь как институт, выполняющий свою роль в обществе, располагающий интеллектуальным потенциалом и возможностями, которые могут служить народу, не противореча социалистическому государству.

Смотрите также: