16 декабря 1988 г. Я прилетел в Ленинакан. На аэродроме работал своеобразный конвейер: шли на посадку груженые "транспортники", опустошались утробы самолетов, уже вставших на стоянку. Площадь перед зданием аэропорта представляла собой сплошной вал из печек, палаток, ящиков, бочек, кранов, погрузчиков и... штабелей гробов.
17 декабря. Я участвовал в обследовании зданий, устоявших во время землетрясения. Оказалось, что значительная часть домов, а то и целые кварталы, подлежат сносу. Никогда не держал в руках таких легких, похожих на утеплитель, кусков монолитного бетона. Пустоты размером с кулак, куски туфа, строительный мусор в бетонных балках, бутылка, замурованная в основную несущую вертикальную опору, арматура без следов прилипания бетонной смеси - еще не полный перечень "диковинок" домостроительства в сейсмоопасном районе.
18 декабря. Три часа участвовал в импровизированном диспуте по "национальному вопросу". Говорили в основном жители разных городов Армении: высококвалифицированные рабочие, ИТР и учителя. Обсуждалась в первую очередь проблема ИКАО и выживания армян как нации, во вторую - ликвидация последствий землетрясения, на третьем месте оказалось решение внутренних социально-экономических проблем. Все, однако, сошлись на том, что решение "национального вопроса" не сможет изменить положения вещей, при котором одни армяне выступают только в роли взяткодателей, а другие только в роли взяткополучателей, особенно в системе ГАИ, здравоохранения и высшего образования. Утверждалось, что комитет "Карабах" начнет борьбу с коррупцией только после решения проблемы ИКАО.
19, 20, 21 декабря. Побывал в 26 населенных пунктах Ахурянского района, кое-где я и мои коллеги стали первыми представителями внешнего мира, а ведь шла к концу вторая неделя после землетрясения. До нас в эти места приходили лишь машины с хлебом.
Подавляющее большинство людей жили в хибарках, сложенных из тюков кормовой соломы. Печек - единицы. Угля и дров в селах практически нет. Теплой одежды и обуви для круглосуточного проживания на "свежем воздухе" в условиях "армянской Сибири" я не видел. Словно в насмешку, 20 декабря в самые холодные горные селения - Джаджур и Крашен были доставлены легкие летние американские палатки.
В поселке Мусаелян люди просто спрашивали: "Что нам есть?". Резать колхозный скот категорически запрещено. Только в селе Джрарат руководство приняло решение - извлечь из завалов падший колхозный скот, освежевать и раздать мясо колхозникам бесплатно. Кроме того, в этом селе и угля, и продуктов было запасено на всю зиму.
22 декабря. Мы улетаем. И совсем иной отклик в душе вызывают теперь ленинаканские валы из юрт, палаток, печек и труб к ним; отдельно стоящие на аэродроме палатки, заполненные теплой зимней одеждой, обувью и одеялами, втоптанные в грязь несколько детских шубок, примерно 5-6 кубов сливочного масла, недоступного пока для селян, два десятка погрузчиков и... гробы. Хорошо, если они будут использованы только для похорон погибших от землетрясения, а не от гипотермии и воспаления легких.
В. ПОДГУЗОВ, кандидат экономических наук, старший преподаватель Военно-инженерной академии им. В. В. Куйбышева, подполковник.
* * *
После выхода в свет N 51 "АиФ" за 1988 г. в редакцию поступило немало писем, в которых читатели комментируют информацию о крупных землетрясениях. В некоторых из них сообщаются сведения, которые не были упомянуты в таблице.
В ОКТЯБРЕ 1988 г. в Ашхабаде прошла неделя памяти жертв землетрясения 1948 г. На сорок лет назад возвратили зрителей кадры кинохроники, снятые на второй день после ашхабадской трагедии. В то время удар подземной стихии сдвинул город горизонтально на два с половиной метра. Подавляющее число домов превратились в руины, из каждых десяти человек погибли восемь. Впервые было обнародовано и число жертв землетрясения - 110 тыс. человек.
Долгое время как о размерах самой трагедии, так и о ликвидации ее последствий У нас в стране не сообщалось. Благодаря гласности и демократизации нашего общества стала возможной неделя памяти жертв Ашхабадского землетрясения.
М. Одекова, Ашхабад.
* * *
4 марта 1977 г. в 21 час 22 минуты, находясь в столице Румынии, я стала свидетельницей землетрясения в Бухаресте. Разрушились старые дома, рухнули даже некоторые девятиэтажки. Очаг подземного толчка силой 7,2 балла по Рихтеру находился в уезде Вранча. Тогда погибло более 1,5 тыс. человек.
Советские люди не оставили в беде своих друзей. Мы направили в Румынию 1 тыс. тракторов, 200 автосамосвалов, 30 бульдозеров, пиломатериалы, различное оборудование. В дар республике был построен домостроительный комбинат "Дружба", который обеспечивал строительство 70-80 тыс. м"sup"2"/sup" жилья.
Л. Воробьева, Москва.
* * *
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ в Южном Китае 6 ноября этого года не вошло в таблицу крупных, которую опубликовали в "АиФ" N 51. А между тем оно самое мощное в этом регионе за последние 20 лет. Толчки силой 7,6 и 7,3 балла по шкале Рихтера поразили провинцию Юньнань.
В результате землетрясения погибло 730, ранено около 4 тыс. человек. Число пострадавших насчитывает 5,2 млн. жителей.
Общий экономический ущерб составил 1,4 млрд. юаней.
С. Сорокин, Москва.