С МОМЕНТА разделения МХАТ им. М. Горького в 1987 г. наша пресса проявляла и с маниакальной настойчивостью продолжает проявлять чрезмерный интерес к этому разделению. В своих комментариях некоторые журналисты дошли до предположения, что разделение МХАТа явилось чуть ли не прологом к разделению Советского Союза. В вынужденных объяснениях этого раздела я всегда старался быть сдержанным, предполагая, что умный и так понимает, почему это произошло, а для остальных это знать и необязательно. Во всяком случае, я всегда старался не допустить страстно желаемой прессой очередной скандальной перепалки. С момента разделения о деятельности того театра я не высказал ни одного слова. "Аргументы и факты", публикуя интервью с Дорониной ("АиФ" N 3. - Ред.), с моей точки зрения, поступают нетактично, провоцируя Татьяну Васильевну на подобные высказывания, тем самым выставляя ее в совершенно определенном свете.
Можно понять телевидение и журналистов, когда они публикуют выступления Жириновского, показывая его проводы несчастных добровольцев в Ирак. (Эти кадры мне напомнили давнюю хронику о том, как Гитлер провожал в конце войны на фронт сопляков из "гитлерюгенд", похлопывая их по щечкам, отечески сопровождая их напутствиями). Такая информация должна наглядно убедить наш Верховный Совет срочно принять закон о том, чтобы лидеры партий и общественных движений, государственные деятели проходили психиатрическую экспертизу.
Здесь же случай другой. Мне бы не хотелось также, чтобы девальвировался образ любимой многими россиянами киноактрисы, чтобы разочаровывались любители театрального искусства, которые ценит Т. В. Доронину за вклад в историю советского театра созданием некоторых ролей под руководством Г. А. Товстоногова. Я бы хотел, чтобы образ той Дорониной сохранился. Он мне и самому дорог.
Я не хочу говорить о деятельности того театра, потому что там работают мои однокашники, ученики, коллеги. Редакция сослужила плохую службу Татьяне Васильевне, публикуя это интервью и предполагая мое оппонирование. Я не могу ни комментировать это интервью, ни анализировать его, потому что я не врач.
P.S. По-моему, уже пора поставить точку. Разделение Союза - это дело политическое. Разделение театра - это совсем другое дело.
Хватит уже нашей критике, нашей журналистике копаться в этом, раз она ничего не поняла раньше. Можно, конечно, с параноидальным упрямством, подобно чеховскому Соленому (твердящему, что в Москве есть два университета), утверждать, что есть два МХАТа, но реальность такова, что есть два совершенно различных театра, ничем уже не связанных. И пора просто упорядочить названия этих театров, чтобы обыватель не путал их, потому что каждому театру это обидно. И хватит вообще на эту тему. Все очевидно.
Ваш Олег ЕФРЕМОВ
Смотрите также:
- НЕ В СВОИ САНИ? Солженицын как телезвезда →
- ПОЛИТШКОЛА. Уроки Жириновского →
- Зачем нужна свобода слова →