ОТКУДА ИСХОДИТ УГРОЗА МИРУ. Нефть в стратегии США

   
   

ПОЧТИ В ОДНИ и те же дни мир оказался свидетелем сразу едва ли не крупнейших после второй мировой войны маневров американских вооруженных сил далеко от границ США. Одно под кодовым наименованием "Биг пайн-2" ("Большая сосна") проводится у побережья самого узкого перешейка, соединяющего Северную и Южную Америку; второе под кодом "Брайт стар" ("Яркая звезда") - на северо-востоке Африки. В ходе проведения этих маневров отчетливо проявились цели, которые ставит перед собой американский милитаризм. В их числе - отработка агрессивных действий против суверенных государств, угроза национально- освободительным движениям, демонстрация миру своей военной мощи, подкрепление экономического экспансионизма экспансионизмом военным.

В этой связи обращает на себя внимание география театров военных учений. Они проводятся в регионах, которые являются самыми крупными нефтедобывающими центрами капиталистического мира за пределами Соединенных Штатов.

Бомбометание в программе "Брайт стар" осуществлялось по мишеням, не очень удаленным от нефтепромыслов Ливии и целого ряда ближневосточных стран, где сосредоточено около 54 млрд. т, или 83 проц. разведанных залежей нефти Восточного полушария (без стран социализма). А участвовавшие в "Биг пайн-2" боевые корабли бороздили Карибское море и воды, омывающие Мексику и Венесуэлу, в недрах которых сосредоточено 10 млрд. т, или 60 проц. всей нефти, разведанной на сегодня в Западном полушарии.

То, что маневры имели ярко выраженный "нефтяной" привкус, говорилось открыто в американской печати. Да и всего лишь за несколько недель до маневров в США была разработана очередная программа "содействия укреплению безопасности и развитию" зарубежных стран на 1984 финансовый год. Характеризуя ее суть в конгрессе, государственный секретарь Дж. Шульц отметил, что в ней "сделан акцент на ключевых стратегических районах и экономических проблемах, таящих в себе для Соединенных Штатов угрозу временного или долгосрочного характера". Эта угроза, как известно, является абсолютно вымышленной и используется для прикрытия имперских амбиций США в различных районах земного шара. В качестве наиболее важных таких районов Шульц назвал Ближний Восток и Карибский бассейн, а как важнейшую экономическую проблему охарактеризовал бесперебойное поступление нефти отсюда.

ЭКСПАНСИЯ ПОД МАСКОЙ "ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ"

В 1980 г. для "защиты" американских "жизненно важных интересов" в США были созданы "силы быстрого развертывания", численность которых определена пока в 220 тыс. человек.

В январе 1983 г. Пентагоном было создано так называемое "центральное командование" (Сентком), в сферу действия которого включены 19 стран из бассейнов Индийского океана, Персидского залива и Красного моря, в том числе все 7 нефтедобывающих государств Ближнего Востока.

Как признал в январе 1983 г. глава Пентагона К. Уайнбергер, "силы быстрого развертывания" и Сентком среди прочих задач "автоматически ориентированы на нефтепромыслы".

Что же конкретно скрывается за этой ориентацией? Соединенные Штаты - самый крупный в мире потребитель жидкого топлива: на них приходится треть общего потребления нефти в мире капитала, а именно около 800 млн. т в год, или почти столько же, сколько на Западную Европу и Японию вместе взятых.

Чужая нефть рассматривается в Соединенных Штатах прежде всего как один из краеугольных камней нынешнего и будущего энергоснабжения страны. За последние 30 лет ее ввоз увеличился в 10 раз и в конце минувшего десятилетия достигал в среднем 400 млн. т в год. Разразившийся на рубеже 1973 и 1974 гг. энергетический кризис хотя и побудил США активнее разрабатывать собственные ресурсы твердого топлива, что примерно на треть снизило объем импорта, в топливно-энергетическом балансе страны чужой нефти и сегодня и в долгосрочном плане отводится исключительно важное место.

УКРЕПЛЕНИЕ ВАЛЮТЫ ЗА ЧУЖОЙ СЧЕТ

Зарубежная нефть стала для империализма США также мощным фактором поддержания своих валютно-финансовых позиций на международной арене. И дело здесь не только в том, что от прямых зарубежных капиталовложений американские нефтяные монополии ежегодно переводят в Соединенные Штаты до 10 млрд. долл. чистой прибыли - примерно столько же, что и монополии из всех других отраслей экономики, вместе взятые.

Установленный в послевоенный период американскими монополиями контроль над большей частью зарубежной концессионный добычи нефти, ее переработки, транспортировки и сбыта заставил импортеров, то есть подавляющее большинство стран мира, расплачиваться за основную массу ближневосточного, африканского и латиноамериканского "черного золота" долларами США. Этой системы не смогла поколебать и осуществленная затем национализация концессий в молодых государствах, которые в условиях навязанной капиталистическому нефтяному рынку долларовой диктатуры не нашли пока иного выбора, кроме как получать за основную массу поставляемой ими нефти также американскую валюту.

При этом нефтедобывающие страны капиталистической ориентации, видя в США гаранта частнопредпринимательской наживы, все большую часть своих доходов от нефти ("нефтедолларов") вкладывают обратно - в американские банки, покупают на них государственные облигации США и акции корпораций, то есть практически финансируют американскую экономику. По подсчетам западных экспертов, из более чем 400 млрд. "нефтедолларов", которые на начало 1983 г. были размещены за рубежом, минимум 250 млрд. приходилось именно на США.

Уже целые десятилетия на международной арене доллар обеспечивается практически не только достоянием самих Соединенных Штатов, но и нефтяными богатствами ряда арабских и других развивающихся государств. В этом - одна из причин того, почему с такой легкостью США еще в начале прошлого десятилетия отменили золотое обеспечение доллара и еще больше усилили внешнюю валютную экспансию.

НЕФТЬ В КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМ МИРЕ (млн. т)

Примечание. Запасы имеются в виду подтвержденные геологоразведкой на начало 1983 года. Добыча и внешняя торговля приведены за 1979 г., предшествовавший последнему экономическому кризису в мире капитала, который разразился в конце 1980 года.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МИЛИТАРИСТСКИХ ПРОГРАММ

Печатая доллары для обеспечения большинства международных финансовых операций с нефтью, США наводнили капиталистический денежный рынок своей валютой, сумма которой за пределами США давно уже перевалила за триллион долларов. Хотя она напрямую и не контролируется из финансовых центров Америки, федеральные власти и крупнейшие банки США через сложную систему процентных ставок ловко используют ее как мощный рычаг для подрыва позиций зарубежных валют, пополнения собственных резервов иностранных валют путем их скупки с оплатой фактически чужими "нефтедолларами", а в общем - для дополнительного финансирования многих авантюр американского империализма.

Новейшая из них - очередной виток в гонке вооружений, начатый с целью достижения стратегического превосходства над СССР. Он повлек за собой резкое увеличение военных расходов, которые в одном только 1983 г. составляют 210 млрд. долл. Покрываются они в основном за счет разрастания государственного долга США, то есть за счет роста дефицитов госбюджета, переваливших уже за 200 млрд. долл. в год.

Такие дефициты должны были бы неминуемо повлечь за собой небывалый инфляционный взрыв и новое замедление темпов экономического роста, чего Соединенным Штатам, однако, сегодня удается избегать - в значительной мере благодаря опоре на "нефтедоллары" некоторых ближневосточных стран и на финансы западных союзников.

В частности, из тех примерно 250 млрд. долл., которые размещены нефтедобывающими государствами в Соединенных Штатах, подавляющая часть обращена в американские государственные облигации, то есть представляют собой практически бессрочный кредит госбюджету США, львиная доля которого, как известно, отваливается Пентагону.

Нефть, таким образом, - один из самых мощных экономических рычагов, позволяющий империализму США решать многие собственные валютно-финансовые проблемы, прежде всего субсидирование резко возросшего бремени милитаризма.

* * *

Смотрите также: