Доказательство 2-й степени

   
   

Порой, когда смотришь на рекламу многочисленных новомодных средств для лечения буквально от всех болезней, думаешь: а зачем тогда лекарства пить, может лучше попробовать новое, современное, натуральное. С другой стороны, возникают сомнения: а вдруг старое, проверенное средство все же надежнее? Вообще, что значит "эффективный препарат"? Если он помог излечиться от болезни одному человеку и оказался бесполезен для другого, можно ли считать его эффективным?

"САМАЯ высокая степень доказанности эффективности препарата, - рассказывает Рафаэль Гегамович ОГАНОВ, академик РАМН, директор ГНИЦ профилактической медицины МЗ РФ, - это его доказанное влияние на изменение смертности населения. То есть должны быть обширные исследования, которые показывали бы, что он снижает количество смертей от определенной болезни. Это не просто. Как минимум для этого требуется пять лет и большой контингент испытуемых и наблюдаемых. Для правильного исследования необходимы две группы людей. Одна из них получает новый препарат, другая - таблетки-пустышки (плацебо), при этом ни одна группа не знает, что именно она получает, - таблетку или пустышку. Зачастую даже сами врачи не должны знать, что они дают, чтобы чисто психологически не быть расположенными к тому или иному результату. Это классический вариант исследования, которое считается высшей степенью доказанности. Однако, как правило, такие исследования требуют больших затрат и оказываются под силу только очень крупным фармацевтическим компаниям. Для пищевых добавок эта процедура еще сложнее, потому что необходимо исследование очень большого количества людей, ведь изменения в организме при действии БАД не столь ярко выражены, как при действии лекарственных средств".

Понятно, что даже пятилетние испытания не могут выявить отдаленные последствия принятия того или иного препарата. Что же делать? Начинать использовать препараты в широкой практике, предварительно доказав отсутствие выраженных побочных эффектов. Так, например, гиполипидемические препараты начали использовать в медицинской практике в 70-х годах, а эффективность их доказали только в 90-х. Все 20 лет спорили, а пока пользовались так называемыми промежуточными показателями влияния препарата на те или иные параметры, которые, как следовало ожидать, в перспективе могли бы привести к положительным изменениям в целом (снижению смертности, например). В общем, так и произошло.

Однако не всегда то, что хорошо в теории, оказывается также хорошо и на практике. Примером тому может служить гормонозаместительная терапия. По мере разработки этих препаратов казалось правильным предположить, что если у женщины с возрастом начинается недостаток определенных гормонов, ей надо помочь, привнеся их извне. Тем не менее на практике оказалось не все так просто, их употребление в некоторых случаях привело к серьезным побочным эффектам. Но и это не значит, что надо окончательно и всем разом отказываться от употребления гормонозаместительной терапии. Ведь есть еще такая вещь, как качество жизни, о котором раньше как-то не принято было говорить и которое не попадало в цифры статистики. А известно, что во многих случаях ГЗТ улучшает это качество жизни. Или предположим такую ситуацию: есть два больных с артериальной гипертонией. Один из них лечится, поддерживает себя таблетками, он активен, работает, отдыхает, ведет полноценную жизнь. Другой не следит за собой, перенес два инсульта, пролежал в постели. Оба умерли через 7 лет. Статистика отметила, что были два человека, которые умерли от одной причины - сердечного заболевания, но при этом нигде не сказано, что один из них был социально активен за счет поддержки себя медикаментозными средствами, у другого качество жизни было, мягко говоря, ниже среднего.

Итак, существует несколько степеней доказанности эффективности лекарственных средств. 1-й класс - это высшая степень доказанности. 2-й класс - когда об эффективности препарата еще идут споры и продолжаются исследования. 3-й класс - имеются доказательства отсутствия эффекта. В связи с этим возникает вопрос: что же у нас в аптеках продаются препараты, эффективность которых окончательно не доказана, как, например, в случае c липидснижающими препаратами, которые 20 лет использовались, и только потом было решено, что они действительно помогают? Оказывается, да. Если Минздрав дает разрешение на использование того или иного лекарственного средства, это не всегда означает, что существует высшая степень доказанности его эффективности. Это значит лишь, что препарат безопасен и нетоксичен при правильном использовании. Редко, но бывает и так, что препарат входит в медицинскую практику, а потом выясняется, что побочных эффектов слишком много, и его приходится изымать из употребления. Одно из последних громких дел - препарат глюкобай, который отозвала сама фирма, когда начали поступать данные о его неизвестных ранее побочных эффектах при использовании в сочетании с другими лекарственными средствами.

Конечно, трудно рассчитать длительный эффект действия того или иного препарата, заранее предугадать, как отразится его применение на здоровье лет через 20-30, предсказать эффект от сочетания нескольких препаратов. Лекарства по-своему опасны (как в общем-то все в нашей жизни), поэтому надо подходить к лечению разумно. Не кидаться на все новинки, а посмотреть, как они себя проявят. Не запихивать в себя новомодные средства, а хотя бы проконсультироваться с врачом.


Среди исследований, показавших преимущество нового способа лечения, фармацевтической промышленностью финансировалось 43%, а среди исследований, выявивших преимущество "старого" лечения, - только 13%.

Смотрите также: