Кто сегодня "дежурит" послом России?

   
   

РОЛЕВЫЕ игры, имитирующие работу международных организаций, были популярны еще в 20-е годы прошлого столетия: американские студенты собирались на "игровых" заседаниях Лиги наций - прообраза будущей ООН. После войны в США стали проводиться собрания студентов, на которых обсуждались различные международные проблемы и при этом использовались процедуры и правила проведения "настоящих" заседаний ООН.

В 1968 ГОДУ группа американских преподавателей и студентов, проживающих в Нидерландах, основала первую в Европе так называемую "Гаагскую международную модель ООН" (The Hague International Model United Nations - THIMUN). В настоящее время во многих странах "Модель ООН" является выборочной дисциплиной для студентов высших учебных заведений или же частью факультативных занятий для старшеклассников, интересующихся политикой.

С вопросами о работе этой организации мы обратились к национальному координатору программы "Гаагская международная модель ООН" в России, декану исторического факультета Ивановского государственного университета, доктору исторических наук, профессору Д. И. ПОЛЫВЯННОМУ.

- Дмитрий Игоревич, для чего создан этот проект?

- Основные задачи "Гаагской модели ООН" сформулированы в Уставе нашей организации: "продвигать интересы международного образования через государственные границы путем развития взаимодействия и диалога между молодыми людьми, принадлежащими к различным странам и образовательным системам". Главным мероприятием программы является ежегодная конференция, моделирующая работу четырех основных органов ООН - Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и социального совета и Международного суда, а также комиссий по правам человека, разоружению и окружающей среде. Ежегодно проводится и специальная конференция, посвященная "главной теме" года.

- Какова схема обучения?

- Чтобы поддержать общие критерии и общие правила процедуры, участникам рассылается единое учебное руководство. Однако в разных странах, конечно же, по-разному подходят к реализации программы. В англоязычных школах делается акцент на публичной речи, деловом общении, правилах парламентской процедуры. В школах, где английский не является языком обучения или родным языком учащихся, основное внимание уделяется лингвистической стороне программы, ведь большинство конференций проводятся на английском языке.

Программа не только вовлекает молодых людей в глобальные дискуссии о переустройстве мира, но и развивает такие качества, как умение анализировать ситуации, публично излагать и отстаивать свою точку зрения, искать компромиссы, пути разрешения конфликтов.

- Связаны ли заседания "Модели ООН" с реальной жизнью или же это просто игра "во взрослых"?

- Конференции предшествует подготовка учащихся, рассчитанная на весь учебный год. Это серьезная, кропотливая работа. А на самих конференциях молодые люди из разных стран не только обсуждают реальные проблемы современного мира, но и ищут возможные пути их разрешения в форме резолюций от имени стран - членов ООН.

Например, в ходе Берлинской конференции "Модель ООН" в ноябре 1999 г. школьник из США представлял в Совете Безопасности Россию, ивановский студент - Словению, а его немецкие сверстники - США и Великобританию. Две последние "державы", обгоняя свою реальную политику, предъявили России ультиматум о немедленном прекращении боевых действий в Чечне и допуске на ее территорию вооруженных наблюдателей Североатлантического альянса. "Посол" России терпеливо объяснял суть дела, апеллируя к печальному опыту США и Англии, немало пострадавших от международного терроризма и сепаратизма, но не находил взаимопонимания. Выход нашел "посол" Словении, призвавший прибегнуть к посредничеству Генерального секретаря ООН (тоже немецкого школьника) между вошедшими в суровый конфликт сторонами. "Словенец" принял в его урегулировании самое деятельное участие. Молодежь как бы подала пример реальным западным дипломатам - на следующий день начался саммит ОБСЕ в Стамбуле, где Запад отказался от мер прямого давления на Россию, к которым призывали отдельные политики.

"Гаагская модель" обладает статусом аккредитованной при ООН неправительственной организации и имеет возможность направлять делегации, состоящие из 18-25-летних молодых людей, для участия в "настоящих" международных форумах. Выпускники программы принимали участие в Мировом форуме по водопользованию (Гаага, 2000 год), во Всемирном саммите по проблемам устойчивого развития, также известном как саммит Земли (Йоханнесбург, 2002 год), на котором собрались 40 тысяч делегатов из 100 государств мира, в других мировых форумах. На игру это, согласитесь, мало похоже.

Смотрите также: