"Принцесса российского парламента" Ирина Муцуовна Хакамада в особых представлениях не нуждается: вице-спикер Государственной думы, депутат ГД от фракции СПС, одна из тех, кто первой осуществила бесповоротный переход от "теток" совдеповского образца к подтянутым и стильным женщинам-политикам нового типа.
- С одной стороны - вы красивая женщина, с другой - политический деятель, кроме того, есть еще третья ипостась - мать двоих детей и жена. Кто важнее для Ирины Хакамады?
- Все одновременно. Я не могу быть полноценным политическим деятелем, если я несчастлива в семье. Это просто невозможно. У меня тогда обрушится все. Я не могу оставить семью в угоду собственной карьере. И не могу оставить карьеру в угоду собственной семье. Если бы мой муж заявил: "Или я, или карьера", - то он просто не был бы моим мужем. У меня нет приоритетов - я хочу быть красивой женщиной, я хочу иметь нормальную личную жизнь, я хочу иметь детей, я рожаю их даже тогда, когда другие и не с такой загруженностью на это не решаются, и при этом я не мыслю себя вне политики.
- Вас называют самой красивой женщиной российского парламента и рядом с вами ваш коллега по партии, которого также называют секс-символом... Я думаю, вы догадались, что речь идет о Борисе Немцове и ваших с ним внепартийных отношениях?
- Я бы ответила так - я не во вкусе Бориса Немцова. При том, что он очень тонко меня чувствует и понимает всю мою ранимость и все мои личные проблемы. Когда у меня плохое настроение, он сразу спрашивает: "Что у тебя случилось? Чем помочь?" Я также считаю Бориса Немцова очень красивым мужчиной, очень талантливым и на самом деле еще не раскрывшимся до конца, но при этом Борис Немцов - не мой секс-партнер, а Ирина Хакамада - не секс-мечта Бориса Немцова. Так бывает. Мы абсолютно объективно любуемся друг другом, красиво, эстетично, умно и современно, но не испытываем к друг другу иных чувств. И это помогает, потому что, если бы между нами была влюбленность, это бы только мешало.
- Сейчас стали больше говорить о брачных контрактах. Каково ваше отношение к ним и был ли в вашей богатой браками и разводами жизни опыт заключения таковых?
- Я лично брачных контрактов не составляла, потому что в предыдущих браках даже не существовало такой правовой формы, а при последнем замужестве мы даже об этом как-то и не думали. Но в принципе я за брачный контракт и считаю, что это особенно важно для России, где отношения между супругами оформлены очень расплывчато и все зависит от чести, морали и совести обоих, и именно с этим связано много громких скандалов.
- Проблема сейчас именно в том, чтобы помочь сформировать нормальное отношение к заключению брачного договора. Каким оружием должна пользоваться женщина?
- Здесь надо проявить хитрость и пойти от противного. Не надо говорить, что я хочу заключить брачный контракт для того, чтобы точно знать, что я с тебя получу в случае развода. Мудрее показать, что вы хотите все сделать по справедливости и отдаете инициативу в его руки. Пусть он сам определит, какое содержание назначить жене после развода и какую долю имущества он сможет ей выделить. В соответствии с существующим законодательством, если иное не оговорено в брачном контракте, женщина, даже если она не работала, имеет право на половину состояния мужа. В брачном контракте можно оговорить любые формы раздела имущества супругов по договоренности. Нужно намекнуть ему на те риски, которые понесет он, и умолчать о своих. Скажу больше, чем правильнее и детальнее составлен брачный контракт, тем лучше, качественнее брак и меньше вероятность развода. И никакая любовь здесь под сомнение не ставится.
- Старинная русская поговорка гласит: "Бабе легче черта поцеловать, чем другую бабу красавицей назвать". А хватит ли у Ирины Хакамады смелости преодолеть женскую гордыню и "другую бабу красавицей назвать"?
- На самом деле большинство умных женщин совершенно спокойно без каких-либо комплексов восхищаются другими умными, стильными и интересными женщинами, и с этим нет никаких проблем. В парламенте я налаживаю отношения с Любовью Слиской, хотя многие говорили, что два вице-спикера, две женщины со своими характерами, со своими стилями просто "сожрут" друг друга. И не угадали - мы совершенно нормально сотрудничаем, помогаем в работе, адекватно оцениваем профессиональные качества друг друга. Вне парламента я открыто восхищаюсь Аллой Демидовой, Татьяной Митковой, Светланой Сорокиной...
- Сейчас вы говорите о женщинах с высоким интеллектом, а как насчет красавиц типа Памелы Андерсон? Завидуете ее формам?
- Это все глупости. Я могу сама обратить внимание своего мужа на красивое женское тело на пляже. Я говорю ему: "Посмотри, ведь это можно с ума сойти". Он оборачивается и отвечает: "Да ничего в ней красивого нет!"
- Я думаю, что это очень грамотный прием, зная психологию мужчин с их духом противоречия...
- Нет, я искренне восхищаюсь чисто эстетически женщинами, как красивыми животными, длинноногими и длинношеими. Хотя на самом деле я выступаю против того, чтобы постоянно в рекламе навязывали в качестве абсолютного идеала этих худющих моделей, так как известны случаи, когда молодые девочки начинают травить себя таблетками, так называемыми сжигателями жира, отказываются от еды, доводя себя до состояния полного истощения, так что требуется уже медицинская помощь. А полненькие девушки, попадая под влияние все той же рекламы, начинают думать, что их жизнь закончена и нет никаких перспектив, - отсюда психические расстройства, комплексы неполноценности, депрессии. Стандартов должно быть много, а не единственный - 905 60590, и я выступаю за то, чтобы духи, шампуни и украшения рекламировали обыкновенные приятные девушки с умными лицами.
- Среди мужчин бытует мнение, что женщины одинаковы. Они даже анекдот по этому поводу сочинили: "Все женщины мира послали свои делегации на международный конгресс. Три месяца заседали и вынесли постановление: 1) Все мужчины - сволочи, 2) Носить нам абсолютно нечего". Вы бы подписались под этим постановлением?
- Начну с ответа на второй пункт. Здесь я с женщинами солидарна. Это кризис, который у меня повторяется каждые полгода. В один прекрасный день я открываю шкаф и понимаю, что мне сегодня надеть нечего. Логически я отдаю себе отчет в том, что это полный бред. Иногда, когда опаздываю, в течение получаса могу перемерить 25 костюмов, потом бросаю все на пол с криками "носить мне совершенно нечего", надеваю старые джинсы и свитер и выбегаю. В общем, беспредел, как и у всех.
Что касается первого пункта, то я отношусь к мужчинам по-другому. Если проводить аналогию с животными, то мужчина - это пес, который бежит по улице, и все, что вокруг происходит, его отвлекает, а кое-что привлекает. И если это "что-то" чуть-чуть интереснее всего остального, то он забывает, куда и зачем бежал. И бороться с этим бес-по-лез-но, потому что это существо, которое так устроено. Иммунная система у него слабее, поэтому он не может бежать марафон. Играть в длинную игру ему быстро наскучивает. Он менее вынослив, но он ужасно эффективен на коротких дистанциях. При этом все время ищет врагов, ищет, с кем бы подраться, на кого бы напасть, ибо без этого он чувствует себя вне формы своего существования.
Женщина - она другая, отличная от мужчины. Я не скажу, что женщина - это кошка. Она более вынослива, не любит спринтерских дистанций и высоких прыжков. Она будет медленно выстраивать свой грандиозный план и, если решила, куда ей двигаться, будет идти по этой улице до конца и не свернет, несмотря ни на какие отвлекающие моменты. Она может изменить направление движения, но только в том случае, если встретит по пути огромную любовь.
Мужчина и женщина - это два существа, которые жить друг без друга не могут, но и понять до конца друг друга тоже не могут. И в этом-то и заключается магия жизни, магия любви: как только они все поймут, им будет неинтересно друг с другом, и дети после этого перестанут рождаться, и сама жизнь остановится, и это будет концом человеческой цивилизации. Так что надо научиться играть этот великий спектакль, который двигает землю.