Государственная дума готовится принять во втором чтении проект Трудового кодекса. Чего нам ждать от нового КЗОТа? На этот и другие вопросы отвечает депутат Московской городской думы Степан ОРЛОВ.
- Степан Владимирович, предстоящее обсуждение Трудового кодекса будет таким же бурным, как и весной?
- Вряд ли. Основные спорные моменты уже сняты. Депутатам удалось убедить правительство пойти на уступки, и в результате появился так называемый согласованный вариант Трудового кодекса, внесенный в Думу группой во главе с Андреем Исаевым. Большинство фракций его поддержало. Александр Починок и Валентина Матвиенко, кажется, тоже "за". "Против" только коммунисты и аграрии. Но они не смогут что-либо противопоставить предлагаемому документу. В отличие от появившегося год назад ультралиберального правительственного проекта в согласованном весной варианте все основные социальные гарантии пусть и формально, но сохранены: право на труд, право на отдых, восьмичасовой рабочий день, зарплата не ниже прожиточного минимума, пени за ее задержку.
- Правда ли, что Московская городская дума предлагала свой вариант Трудового кодекса?
- Действительно, в феврале этого года, когда в очередной раз начали накаляться страсти вокруг обсуждения нового Трудового кодекса, депутаты Мосгордумы не остались в стороне. Мы подготовили свой вариант КЗОТа. В процессе согласования проектов осуществлялось тесное сотрудничество с ОВР, "Единством" и другими думскими фракциями, а также с ФНПР и МФП. Отрадно, что в законе, который в итоге был принят в первом чтении 5 июля, учтены и наши основные предложения. В частности, установлено, что отпуск должен предоставляться не через год с момента поступления на работу, а через шесть месяцев. Накануне выходных и праздников предусмотрено сокращение рабочего дня на один час. Работник также получил право разорвать трудовой договор до истечения срока его действия. Так что нынешний проект действительно можно назвать компромиссным.
- Получается, что у нового Трудового кодекса нет недостатков?
- Знаете, опыт показывает, что важна не столько юридическая норма, сколько ее исполнение. Один польский сатирик как-то сказал: "Закон гарантирует обеденный перерыв, но не гарантирует обеда". Деклараций в новом КЗОТе, как, впрочем, и в старом советском, более чем достаточно. Права профсоюзных организаций на предприятиях резко ограничены. В диалоге с администрацией и владельцами предприятий их голос станет совещательным. Это может существенно ослабить и без того недостаточно развитый общественный контроль за деятельностью работодателя. Кто-то скажет, что о полномочиях профкомов пекутся только старые профсоюзные бонзы. Однако среди отдельных категорий работников уже сейчас начались серьезные акции протеста. Например, в середине октября авиадиспетчеры 42 аэропортов России объявили бессрочную голодовку. Одна из причин - изменения в проекте Трудового кодекса, касающиеся прав профсоюзов. Симпатиями к левым профсоюз авиадиспетчеров никогда не отличался и тем не менее выступил резко против наступления на профкомы.
- Чем можно объяснить подобные акции протеста?
- Дело в том, что проблема защиты прав трудящихся существует не только на бюджетных предприятиях, где профкомы сохранились с советских времен. В коммерческой сфере, казалось бы, зарплаты работников на порядок выше, но с точки зрения трудового законодательства здесь зачастую царит полное бесправие. Очень часто, особенно в малом бизнесе, люди работают без трудового соглашения, их зарплата определяется по устной договоренности и платится "в конверте". Работник и работодатель вступают в сговор с целью уклонения от налогов. Но в случае спорной ситуации доказать ничего нельзя. Отпуска не оплачиваются. О профсоюзах в таких организациях, как правило, и речи быть не может. То есть большинство вынуждено отстаивать собственные права фактически "один на один" с работодателем. Нетрудно догадаться, кто при этом выигрывает.
- Какую роль в налаживании нормального социального партнерства должно играть государство?
- Прежде всего на государственном уровне необходимо разработать программу поддержки и развития независимого профсоюзного движения. Пока механизмы общественного контроля за работодателями до конца не отлажены, власть, особенно законодательная и судебная, должна активнее вмешиваться в трудовые споры и защищать права наемных работников. Многое можно сделать и на региональном уровне. В федеральном законе содержится гарантированный государством минимум трудовых прав, свобод и гарантий работникам. Вместе с тем органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право расширять предусмотренные центром социальные гарантии за счет средств из местного бюджета. Еще одна важная задача - создание трехсторонних комиссий с участием представителей работодателей, трудовых коллективов и региональных властей. Весь этот комплекс мер в конечном итоге и будет способствовать реальному воплощению известного еще по школьным учебникам права на труд.
Смотрите также:
- БОЛГАРИЯ. Владельцы предприятий - рабочие →
- В СВЕТЕ ГЛАСНОСТИ. Возвращая доверие →
- "Interfax" (31.10.1990) →