ПОСЛЕ взрыва, несколько лет назад прогремевшего на Пушкинской площади, у столичных властей мелькнула мысль запретить торговлю в подземных переходах. Но об этой идее моментально забыли: добровольно отказываться от столь огромного куша никто не захотел. Так что нынче практически все подуличные и подавляющая часть межстанционных переходов метро больше напоминают торговые развалы.
ПРОДАЮТ что угодно, как придется. Продавцы побогаче занимают павильоны в переходах, а остальные раскладывают товар на шатких столиках и развешивают по стенам либо здесь же, либо в переходах между станциями метро. Если пешеходный тоннель между двумя платформами широкий (как, допустим, между ст. "Пушкинская" и "Тверская"), все вроде бы и ничего. Ну потолкались люди чуть-чуть. А вот если места и так мало, а народа, желающего попасть с одной станции на другую, огромное количество (переход между ст. "Лубянка" и "Кузнецкий мост"), то в часы пик находиться здесь опасно для жизни: затопчут. В данной ситуации продавцы, расположившиеся вдоль стен тоннеля и даже на платформе (!) ст. "Кузнецкий мост", - уже не досадная помеха, а угроза безопасности пассажиров. Не говоря уже о том, что никакой прибыли с несанкционированной торговли официальные бюджеты не получают.
Как рассказали мне в пресс-службе Московского метрополитена, легально в подуличных переходах торгуют в основном арендаторы павильонов. Потому что с рук здесь можно продавать только прессу и "социально значимую" продукцию. К сожалению, объяснить, какая продукция, по мнению работников метрополитена, социально значима, мне не смогли. Выяснилось лишь, что фрукты-овощи, нижнее белье, сервизы и разный ширпотреб в эту категорию не входят. Что же касается особо предприимчивых граждан, которые оккупируют места в межстанционных переходах, то им позволено и того меньше: продавать театральные билеты и газеты-журналы. Причем на осуществление любой торговли нужно спецразрешение, которое выдают сроком на полгода. Прежде чем эту бумажку получить, придется побороться с другими претендентами, коих великое множество. А потом следить за деятельностью продавца станет масса различных организаций: Мосгорторгинспекция и УВД в метро, пожарная служба, врачи, работающие в метрополитене, отдел контроля метрополитена, начальник станции. Наказание тоже предусмотрено: нерадивым торговцам не продлевают разрешения, а тех, кто нужную бумажку получить не удосужился, штрафуют.
Только продавцов "вне закона" от этого меньше не становится. Мало того, люди, торгующие на той же платформе "Кузнецкий мост", одних милиционеров боятся, а других - нет. Стражи порядка спокойно дефилируют и мимо развалов кофточек в подуличном переходе на ст. "Тургеневская". Неужели видеокамеры, установленные на станциях метро, которыми так гордятся метрополитеновцы, не помогают выследить "несанкционированных" торговцев? Зачем тогда нужны комиссия, выдающая разрешения, и масса проверяющих органов, если они не могут повлиять на ситуацию? И чей "неофициальный" бюджет пополняется за счет незаконной торговли?