Примерное время чтения: 4 минуты
120

Проспекты - не для аборигенов?

НА ПРОШЛОЙ неделе в ЦАО открыли четвертый продовольственный магазин, где обладатели социальных карт получили возможность покупать продукты со скидкой. Так власти столицы решили защитить интересы малообеспеченных москвичей, живущих в центре. Доехать до супермаркетов на окраине они не могут, а отовариваться в супердорогих магазинах - нет средств. Однако покупка продуктов на той же Тверской - проблема не только для малоимущих. Всем, кто живет тут, не позавидуешь. Попробуйте-ка "достать" к завтраку обычный батон хлеба.

На Тверской зрелищ больше, чем хлеба

ПОИСКИ "Нарезного" или "Бородинского" я решил начать с конца улицы, от здания филармонии. Не успел пройти и 100 метров, как передо мной в доме N 27 нарисовалась надпись "Продукты" Полез было за кошельком, дабы расплатиться за батон, но юная продавщица, стоя в окружении пивных бутылок и пачек сигарет, отрицательно покачала головой и сказала, что хлеба у них вообще не бывает. В круглосуточных "Продуктах" в здании гостиницы "Минск" меня поджидала та же неприятность. Здесь можно было полакомиться только лавашем.

Иду дальше мимо "Джек-потов" и кафе. "Крошка картошка", "Стоп-топ", "Блины"... Палатки быстрого питания сменяют друг друга, словно соревнуясь: кого в результате окажется больше. Но простого батона все нет. Вдруг на противоположной стороне мой взгляд остановился на палатке "Хлеб Филиппова". Я кинулся в подземный переход. Однако, к моему великому разочарованию, этот самый "Филиппов" хлеб в палатку не завозит. Я побрел дальше в сторону Кремля. По дороге встретился еще один продуктовый, в кондитерском отделе на прилавке в одиночестве лежал вчерашний "Бородинский" за 11 руб. А магазин "Диета" в доме N 4 и вовсе был закрыт. "С хлебом у нас действительно беда, - жалуется пенсионерка Нина Георгиевна, жительница дома N 27. - Мне приходится ездить аж на "Белорусскую" или добираться переулками до Малой Бронной. Есть один магазинчик, но он не всегда почему-то работает". Несолоно хлебавши я направился в редакцию. Да и желание когда-нибудь жить на главной улице столицы у меня напрочь пропало. Ездить за хлебом на метро, согласитесь, - это чересчур.

Продукты "смыл" рынок

ПОЧЕМУ исчезли с улиц Москвы привычные для города магазинчики: "Продукты" и "Овощи-фрукты"? Ответ прост и печален: их "смыло" рыночной волной. Уже к лету 1993 г. более 90% торговых предприятий столицы были приватизированы через акционирование, сейчас они все давно перепроданы на вторичном рынке, иные по нескольку раз. Запрет на их перепрофилирование имел срок действия всего три года. Есть ответ и на вопрос, почему в первую очередь пострадали центральные магистрали: Тверская, проспекты Ленинградский, Ленинский, Мира и др. Здесь фатальную роль сыграли приезжие. Если в советские времена первой и вожделенной их целью были продукты, причем любые и в максимальных количествах, то нынешний гость желает на Тверской купить шмоток. Это ему нужно как для самоуважения, так и для поддержания репутации по приезде домой. Соответственно на этих улицах бизнес можно делать сумасшедший. Как справедливо заметил префект ЦАО Геннадий Дегтев, "ни один владелец не станет лопатить тонну картошки, если за эти деньги у него покупают одну кофточку". Еще одно фатальное обстоятельство: некоторые фирмы, развивающие в Москве систему магазинов одежды, обуви и т.п., считают важным иметь на той же Тверской магазин, пусть неприбыльный, но повышающий престиж.

По закону остановить перепрофилирование давно приватизированных магазинов власть не может. Единственное, что остается, - это, проявляя чиновное мастерство, тянуть с выдачей разрешений. Правительство Москвы сейчас пытается через Госдуму получить право первоочередного выкупа помещений продовольственных магазинов, которым грозит перепрофилирование. А пока ищет новые места для продовольственной торговли и способы эту торговлю надежно защитить. Ближе к осени в самом центре заработают продовольственные ярмарки выходного дня, чего раньше никогда не было. Во дворах формируется система продовольственных магазинчиков. В самых критичных местах ставятся тонары с дешевыми продуктами. Этого добиваться очень сложно - заставить частного предпринимателя открыть продуктовый магазин административными мерами сегодня невозможно. Префект Юго-Западного округа Валерий Виноградов рассказывал, как долго упрашивал владельцев знаменитого магазина "Сыр" на Ленинском проспекте остаться в продовольственном секторе, но бизнес есть бизнес, хозяева не согласились, теперь здесь вместо сыра - электроника.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно