ВЕСЬМА вероятно, что вскоре из московской подземки и с прилегающих к ней территорий исчезнут все палатки, ларьки и прочие торговые точки. Согласно выводам межведомственной антитеррористической комиссии коммерческие объекты несовместимы с безопасной перевозкой людей в метрополитене. И хотя официальный документ пока только готовится в недрах городского правительства, решение о том, что весь бизнес извлекут на поверхность и отнесут минимум на 25 метров от станций, уже не вызывает сомнений. Есть информация, что ликвидация подземной торговли начнется уже 1 августа, а к концу года в столичном сабвее не останется ни одного продавца.
ПО ИНФОРМАЦИИ Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, сейчас в метро работает примерно 5 тысяч 200 торговых точек. Еще около 15 тысяч расположено непосредственно у станций. Свое веское слово о необходимости их полного упразднения в первую очередь сказали представители силовых ведомств. Сотрудники ГУВД г. Москвы ссылаются на жесточайшую нехватку кадров (по их данным, даже на станциях с несколькими вестибюлями нередко дежурит лишь один постовой) и, соответственно, невозможность надежного контроля за происходящим у торговых павильонов. Но разве с выводом торговли из метро, эту проблему удастся решить? Руководство городского ГО и ЧС между тем заявляет, что и любые конструкции, пристроенные к стенам станций, тоннелей и переходов или расположенные в пространстве холлов, в случае чрезвычайного происшествия также будут затруднять работу аварийно-спасательных групп и подъезд специального транспорта. Но с таким же успехом можно запретить и торговлю на рынках: столько там людей, особенно в выходные дни.
Многие москвичи привыкли покупать в подземке прессу, сигареты, книги, цветы, лекарства и многое другое. За год торговля в метро приносит около 1 млрд. руб. прибыли. С этих денег платятся налоги, а аренда площадей и выдача разрешений на торговлю приносит метрополитену немалую прибыль. Возможно, лишившись данной статьи доходов, власти вынуждены будут компенсировать недостаток средств повышением платы за проезд. Хуже этого может быть только то, что в сфере метрополитеновской торговли сейчас трудится около 50 тыс. человек. Скорее всего, им придется искать новую работу. Да, профилактикой терроризма нужно заниматься, но не нужно подменять понятия.
Для запрещения коммерческой деятельности в метро не требуется принимать новых законов, но депутаты Мосгордумы готовы рассмотреть любые обращения граждан по этому поводу. Председатель Мосгордумы Владимир Платонов уверен, что в первую очередь необходимо думать о безопасности пассажиров, хотя некоторые виды торговли в подземке можно было бы и сохранить, ибо опасности они не представляют: "Понятно, что метро предназначено для безопасного передвижения в городе. Однако продажа книг и газет в метрополитене уже стала традицией. Лично я сам во время поездок покупаю свежую прессу. (После вступления в силу запрета на торговлю газету в метро можно будет купить только в специальном автомате. - Прим. авт.) Думаю, что каждый случай надо рассматривать отдельно. На многих станциях есть огромные холлы, в углах которых всегда располагались киоски и театральные кассы. Если же из-за ларьков сужаются пассажирские проходы, ларьки, конечно, надо убирать. К тому же перед исполнительной властью города встает вопрос организации неподалеку от станций новых торговых точек, где граждане смогли бы покупать все, что сейчас продается в метро. Это поможет решить вопрос с трудоустройством людей, торгующих сейчас под землей".
Надо сказать, что власти уже не раз пытались запретить торговлю под землей. Но все заканчивалось лишь переделом рынка: место одних владельцев ларьков занимали другие. Так, после взрыва в переходе на Пушкинской площади стеклянные палатки хотели убрать не только из метро, но и из пешеходных переходов. В итоге все осталось по-прежнему. Потому что, коль скоро это приносит доход, найдутся люди, которые захотят его получать.