Психологи фиксируют всплеск агрессии у москвичей
За неделю погибли 66 чел., шок испытали миллионы
Террористы млеют, когда "плоды" их труда показывают по ТВ
В РЕДАКЦИЮ позвонил участковый милиционер Сергей В.: "Даже не знаю, кому сказать про это. За последнее время происходит явный всплеск бытовых преступлений. Причем изменился их характер. Теперь люди убивают не только по пьяной лавочке, как в основном было до сих пор, но часто и в полной трезвости. Такое впечатление, что москвичи ОЗВЕРЕЛИ". Количество трагедий увеличивается год от года, выстраиваясь в зловещую цепочку: взрывы домов, взрыв на Пушкинской площади, Дубровка, рок-фестиваль, метро, аквапарк. Мы видим, как гибнут наши сограждане, и ничего не можем поделать!
Страх после шока
ПО СТАТИСТИКЕ, 20% людей обладают повышенной стрессоустойчивостью и самостоятельно справляются с шоковым состоянием. Еще 20% на любом из этих этапов могут "впасть в болезнь", у них возникают проблемы с психикой, депрессия, безволие, чувство собственной неполноценности, иногда мысли о самоубийстве. А оставшиеся 60% испытывают временные затруднения, им в этот момент необходима помощь психолога. Как москвичи реагируют на трагические события, мы можем судить по характеру звонков в Центр экстренной психологической помощи. Сначала поступают информационные звонки (люди разыскивают своих родственников, узнают телефоны больниц, просят зачитать списки пострадавших). В течение последующих нескольких дней к информационным прибавляются еще три типа звонков: диагностические (человек пытается понять, что с ним происходит), психологические (его мучает конкретная проблема) и педагогические (позвонивший пытается помочь себе сам, но застопорился на каком-то этапе и не знает, правильно ли он поступал). А один спасатель мучился от чувства вины перед человеком, которому случайно сломал руку, вытаскивая его из-под завала...
Но, конечно, самые тяжелые звонки поступают от потерявших своих близких. Психологи стараются выслушать каждого, вспоминают хорошие моменты, связанные с погибшими. Если позвонил верующий человек, советуют сходить в церковь - вера, ритуальность помогают восстанавливаться быстрее. И ни в коем случае нельзя оставлять человека, переживающего стресс, одного!
Злоба после страха
СЛОВА участкового милиционера, которые мы привели в начале статьи, подтверждает и статистика ГУВД: налицо явный рост агрессии среди москвичей (см. диаграмму). Причем идет она по нарастающей. Трагедии, происходящие в городе в последние годы, словно концентрируются внутри нас и выплескиваются наружу.
Сергей ЕНИКОЛОПОВ, руководитель отдела Научного центра психического здоровья РАМН:
- РОСТ насилия понятен. В обществе велико напряжение: обычный человек испытывает страх - потерять работу, не прокормить семью. На телевидении, показывая передачи типа "Аншлага" и "Смехопанорамы", уверены, что создают настроение и радуют такими передачами зрителей. Но шутки не снимают напряжения! На концерте люди смеются, но концерт заканчивается, и зрители возвращаются к своим проблемам - дома, на работе, - которые так и не разрешились. После захвата заложников на Дубровке мы опросили 300 чел., которые смотрели это событие по телевизору. Ни у одного из них среди заложников не было ни родных, ни знакомых. Тем не менее выяснилось, что 24% из них получили психическую травму. Думаю, что в Советском Союзе терроризма не было, потому что взрывай не взрывай - все равно никто ни о чем не узнает.
Всеволод АГАРКОВ, научный сотрудник лаборатории психологии посттравматического стресса Института психологии РАН:
- У ЧЕЛОВЕКА, страдающего так называемым посттравматическим стрессовым расстройством, снижается интерес к повседневной жизни. Этим людям требуется много энергии, чтобы справиться с негативными эмоциями. Им не хватает сил на нормальные человеческие чувства. Пострадавший испытывает состояние отчуждения, многие описывают это ощущение как преграду из толстого стекла - человек как бы выпадает из обычной жизни. Он не может, например, представить свое будущее, не испытывает больше чувство близости, счастья. Возникают семейные конфликты, немотивированные вспышки гнева, доходящие до физического насилия. Любое нейтральное событие такой человек склонен интерпретировать как потенциальную угрозу.
Многие психически травмированные люди склонны обвинять себя в случившемся. Кто-то чувствует вину за то, что выжил, а другие погибли. Мужчина, переживший взрыв в метро, не мог простить себе, что помог только одной женщине и не смог помочь многим другим, нуждавшимся в помощи. Половину пострадавших от психической травмы "время лечит". У остальных это приобретает хронический характер. Ничто не ладится, наступает жизненный крах. Возникает зависимость от алкоголя, наркотиков или лекарств. Человек может дойти до самоубийства.
10,5 млн. в одной лодке
ЧТО ЖЕ будет с нами дальше? Признаем честно, в ближайшее время справиться с угрозой терактов не удастся. Не застрахованы мы и от техногенных катастроф. Город буквально дымится от идущего днем и ночью строительства, он насыщен предприятиями и транспортом. Но мы ведь не собираемся его покидать. И согласны жить в сообществе 10,5 млн. чел. Единственный способ существовать в этом мире - соблюдать законы всем, независимо от социального положения, материального достатка, национальной принадлежности. Конечно, террорист от этого не разучится взрывать, но никто не оформит ему за взятку новый российский паспорт и не зарегистрирует в Москве. Конечно, строители не откажутся от использования дешевой рабочей (непрофессиональной!) силы из стран ближнего зарубежья. Но, опять же, ни одно ведомство за взятку не даст на это разрешения и сто раз проверит прочность сооружаемой конструкции. Конечно, водители будут нарушать Правила дорожного движения. Но если ни один гаишник не возьмет мзду, нарушителям придется платить огромные штрафы. Скажете, утопия? Или у вас есть другой рецепт?
Смотрите также:
- 42% НЕГОДНЫХ К СЛУЖБЕ НЕ МОГУТ СЛУЖИТЬ ИЗ-ЗА ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ. Мы тихо сходим с ума... →
- Душевные раны всегда оставляют шрамы →
- "Будьте здоровы, живите богато..." →