Писатели-фотографы

   
   

Вдруг один за другим повалили так называемые гламурные писатели. Мы присутствуем при рождении новой субкультуры?

ЧТО думает об этом Борис ТАРАСОВ, ректор Литературного института, доктор филологических наук, профессор, член правления Союза писателей России?

- СОВРЕМЕННЫЕ средства коммуникации, будь то Интернет, телевидение, кино, конечно, влияют на литературу. Своей визуальностью, клиповым сознанием, отрывочностью, фрагментарностью, яркостью "картинок". Но не забудем, что сам по себе Интернет - как топор, нож или лопата в руках человека, подсобное средство, которым можно по-разному пользоваться. Можно, скажем, заполнять сайты графоманскими произведениями, вульгарной лексикой и тем привлекать внимание, а можно за неимением средств напечатать свой роман или рассказ. Но, увы, большей частью Сеть превращена в помойку, заполненную отбросами маcскультуры. Она находится в одном ряду с глянцевыми журналами, телесериалами, ток-шоу и шоу-бизнесом, где главным критерием становятся не художественные качества, не глубокий анализ действительности, отличающий настоящую литературу, а умение громко прокричать о чём-либо, ярко и броско подать этот "крик". Ситуация усугубляется тем, что отсутствует критика, которая пространно анализировала бы этот феномен. Если и пишут о "модной" литературе, то в той же манере, в какой сделаны сами эти произведения, никак не анализируется влияние визуального, клипового, информационного сознания на психологию человека, на его ценности и мотивацию поведения. А на самом деле эта литература и входит в систему торгашеского состояния мира, когда человек - творец и созидатель - превращается в покупателя, и его духовно-интеллектуально-нравственные силы перетекают в сферу купли-продажи. Увы, именно такое состояние, чреватое трагическими последствиями, переживает теперешний цивилизованный мир.

- Покушение на основы русского языка - одно из последствий?

- Конечно, примитивизация языка сказывается на духовно-нравственно-интеллектуальном мире читателя, и он превращается в созерцателя каких-то низших сфер человеческого существования, где всё театрализировано, превращено в светскую игру и тусовку, имеющие целью лишь эпатаж, пиар, привлечение внимания. Язык большинства "модных" произведений, обеднённый и усреднённый, обусловлен конъюнктурными причинами существования в системе массовой культуры. Он соответствует тем жизненным ситуациям, которые там описываются. Прочитаешь такой "модный" дагерротип и - отправишь в корзину, потому что знаешь, что никогда уже к нему не вернёшься. Первейший признак того, что это не настоящая литература. Для изображения внутренней жизни героев Гончарова, Достоевского, Толстого, Пушкина требовался совсем другой язык. Подлинный художник не является фотографом, потому-то и открываешь всегда в произведениях настоящих писателей что-то новое, способное не только узнаваемо отражать, но и анализировать, раскрывать сегодняшнее и предсказывать будущее положение человека в мире.

Система купли-продажи, которая, как паутиной, охватывает все человеческие отношения, влияет и на то, что остаётся за её пределами. На совесть, любовь, честь, достоинство, то, что составляет истинное человеческое лицо и, по определению, не продаётся и не покупается. Получается, система автоматически извергает из себя всё серьёзное и основательное, потому что оно может подорвать её изнутри. А поскольку при современной системе телекоммуникации все мы существуем в виртуальном мире, в том смысле, что признаём существующим только то, что "показывают по телевизору", возникает замкнутый круг. Нет картинки - нет явления, как нет и тех деятелей культуры, которых "не показывают". Если мы хотим самосохраниться как нация, главнейшей задачей и государственного, и образовательного уровня должно стать наведение порядка в системе доступа на телеэкраны совсем других реалий и прежде всего других персон.

- Расскажите о тех, кто будет писателем завтра, - о новых студентах Литинститута.

- В этом году у нас много студентов из регионов России, Беларуси, Украины, примерно одинаковым стало и соотношение юношей и девушек. Интересно, что на заочное отделение поступило немало экономистов, финансистов, менеджеров. На собеседованиях, когда мы говорили о зарождении у молодёжи интереса к литературе и Литинституту, выяснилось, что у них как раз существует морально-интеллектуальная усталость от отношений, которые так привлекательны для многих. Они прошли через это и в силу своих личностных особенностей, глубины, человеческих качеств увидели оборотную сторону, драматическую, а порой трагическую, этой яркости и красочности. Очень интересно и любопытно для анализа возможностей будущего нашей литературы.

Смотрите также: