ПЕРЕД тем как пойти на встречу с Ильей ЛАГУТЕНКО, я опросил своих знакомых: нравится ли им группа "Мумий Тролль" и конкретно - ее лидер. Ответы были приблизительно такими: "слишком слащавый и жеманный", "песни мутные, ни о чем", "он не поет, а мяукает". Самый лестный отзыв: "Новый альбом "троллей" ничего, по крайней мере не раздражает".
Вива, рокапопс
- ИЛЬЯ, это ведь ты когда-то придумал термин "рокапопс". Чего сегодня в музыке "Мумий Тролля" больше - рока или поп-музыки?
- Я не делю музыку по принципу - если рок, значит, должно быть серьезно и жестко, а поп - сладко, сентиментально и любимо массами. Для меня "рок" и "попс" взаимосвязаны. Всегда должен быть компромисс для того, чтобы этот кроссворд решать в разных направлениях. Вместо популярного ранее лозунга "Секс, наркотики и рок-н-ролл" сегодня актуален другой - "Безопасный секс, свежевыжатые соки и рок-н-ролл".
- За подрастающее поколение переживаешь?
- Надо же думать о том, кто будет завтра на наши концерты ходить. А то все играем-играем, вдруг выйдем на сцену, а слушателей нет. Все падут жертвой эпидемии. Россия занимает первое место во всем мире по темпам распространения СПИДа. Если темпы не снизятся, говорят, еще лет десять, и весь наш госбюджет будет уходить исключительно на поддержание жизни инфицированных.
- Но рок-музыканты сами славятся беспорядочными половыми связями.
- Это все сплетни и домыслы (хихикая). Времена поменялись, сегодня главное - быть здоровым и счастливым.
- Значит, у тебя всегда с собой презервативы. Интересно, а если супруга находит их в твоем в кармане, как реагирует?
- Что значит находит? Я считаю, что в семейной жизни это тоже необходимая вещь. Так, на всякий случай.
- Неужели теперь и алкоголя - ни капли?
- Без психозов, в меру. У нас в группе нет таких проблем. Наверное, из-за того, что много работы, некогда пьянствовать. В основном ведь это от безделья происходит.
- Все песни из нового альбома "Меамуры" - о любви. Неужели тебя больше ничего не волнует?
- Любовь - это ж просто название, а за ней столько всего стоит - и катастрофы, и судьбы мира, и переживания за судьбы подрастающего поколения и за свою собственную. В первую очередь пишешь о том, что тебя задевает и беспокоит. Меня, например, прямые социальные явления в последнюю очередь тревожат. Стараюсь выразить какие-то личные переживания. Это - честно.
- Вы опять записывались в Лондоне - в России до сих пор нет специалистов?
- Специалисты есть, иногда лондонские и американские студии по технической оснащенности даже уступают московским. Но запись альбома у нас - это несколько месяцев вычеркнутой жизни. Мы как-то записывались на студии "Мосфильма" и тратили три часа в пробках, и столько же уходило на обратную дорогу. К тому же нужно было каждый день выписывать какие-то пропуска. В общей сложности полдня уходит на нетворческие процессы. Это настолько напрягает, поэтому мы ищем комфортные условия. В Лондоне, например, мы жили в гостинице рядом со студией и ходили туда пешочком.
- Запись за границей еще не гарантирует успех у западного слушателя.
- Мы делаем музыку для нашего рынка. Это то же самое, как великие английские группы, прогремевшие на Западе, у нас мало кому известны.
Дым и грохот
- Я СМОТРЕЛ ваше выступление на фестивале "Нашествие". Ты пел "мимо нот", гитарист играл на расстроенной гитаре.
- Это один из тех смешных моментов, которые обычно происходят на фестивалях и запоминаются. Конечно, перед открытием мы все идеально выстроили. Но так как инструменты остались на сцене, никто не учел взрыва, который грянул вначале. Дым и грохот, оказывается, очень негативно влияют на музыкальные инструменты. У нас все гитары покрылись слоем непонятной слизи. Я не слышал в наушниках свой вокальный микрофон, наш гитарист брал аккорды и тоже не понимал, что происходит. Но выхода другого не было, концерт шел в прямом эфире, и у нас не было возможности все заново настраивать.
- В такие моменты испытываешь ужас?
- Я всегда готов к таким штукам, особенно во время больших фестивалей с телевизионной трансляцией. Это в маленьком клубе можно остановиться и сказать: "Ребята, извините, пожалуйста, мы сейчас быстренько настроимся и продолжим".
- Мне показалось, что многие твои коллеги перед большой аудиторией выглядят беспомощными. Не хватает ни опыта, ни энергетики, чтобы "прокачать" многотысячную толпу.
- Часто начинающие музыканты спрашивают у нас совета: "Что делать, если выключаются мониторы на сцене и ты перестаешь себя слышать?" Я отвечаю, что мы обычно ничего не делаем, потому что и так уже хорошо знаем собственные песни и чувствуем друг друга. Ты работаешь для зрителя, который абсолютно не знает, что такое мониторы, как берется звук. Он приходит слушать твои песни. Поэтому даже когда вокруг тебя все разваливается, ураган сметает все на твоем пути, ты должен взять себя в руки, стоять на сцене и играть. Это и есть профессионализм, благодаря которому уважают ту или иную группу.
- Ты, кстати, где останавливаешься, когда бываешь в Москве?
- Где придется - в гостиницах, у друзей. Я ведь всегда по делу.
- Неужели не заработал на собственную недвижимость?
- Пока некогда об этом задумываться. Нужно решать конкретные задачи сегодняшнего дня. Так и мотаюсь между Владивостоком, Лондоном, Санкт-Петербургом, Москвой и Прибалтикой.
- А вещи где хранишь?
- У меня и вещей-то нет. Зачем обарахляться? Все необходимое умещается в сумочку - зубная щетка, две майки. Вот зимой проблемы - надо будет где-то шубу хранить. После съемок клипа "Карнавала нет" у нас остались четыре шубы.
- Ты все время улыбаешься. А из себя когда-нибудь выходишь?
- Нет, конечно, тем более с представителями прессы.
- А если плесну в тебя водой из стакана или ударю?
- Я спрошу: "За что?" (захихикал он и на всякий случай отодвинулся).