"НУ КАК такое можно слушать?! - кипятился отец, когда я, будучи еще десятиклассником, пытался прибавить громкости именно в тех местах, где вокалист моей любимой группы "Deep Purple" верещал наиболее истошно. - И разве это музыка?!" - спорил он со мной до тех пор, пока мама строгим голосом не звала его на кухню и, плотно закрыв за ним дверь, предоставляла мне возможность в одиночестве вполголоса вторить своим кумирам: "Smo-oke on the wa-ater, fare
in the sky!"
НЕ ЗНАЮ, ведали ли музыканты "ДП", что являются невольными виновниками подобных конфликтов, но уверен, что такие споры шли не только у меня в семье, поскольку для моего поколения они были явными кумирами. "Битлз" - казались слишком мягкими, "Роллинг Стоунз" - слишком простыми, "Лед Зеппелин" - чересчур умными, а вот "Дип Перпл" - это было как раз то, что надо. Молодые. Красивые. Лохматые. А о музыке и говорить не приходилось: наверное, нет ни одного
гитариста в мире, который бы ни разу не сыграл основной рифф композиции "Дым над водой" или не попытался вслед за Блэкмором "проковырять" его искрометное соло в "Звезде автострады"... Именно поэтому, отдавая дань уважения великим рок-музыкантам, пресс-конференции во всех странах мира начинаются с аплодисментов. Не стала исключением и встреча "ДП" с московскими журналистами, куда группа прибыла буквально с борта самолета. Клавишник Джон Лорд теперь
седой, как лунь, а барабанщик Ян Пейс так и не изменяет своей любимой форме очков и бакенбардам, Ян Гиллан раздался в лице и в талии, зато басист Роджер Гловер в какой-то тужурке, хулиганской кепочке и с амулетами на шее полон жизни и энергии, хотя ему, как и всем (за исключением нового гитариста), давно перевалило за полтинник.
Собственно, пресс-конференция закончилась довольно скоро, журналисты навалились на халявное пиво, а я, по невероятному стечению
обстоятельств, спустя десять минут оказался в компании двух кумиров моей юности - Джона Лорда и Роджера Гловера, которые совершенно запросто, без всяких понтов согласились ответить на вопросы, еще раз подтвердив истину, что чем человек выше, тем он проще.
- Знаете, когда мой сын пристает ко мне с очередным ремиксом "Продиджи", я иногда веду себя точно так же, как мои родители когда-то, возмущаюсь и спорю.
Лорд: Это еще ерунда, поскольку между "Дип Перпл" и "Продиджи" есть какая-то связующая нить, а вот мой отец слушал Каунта Бейси (джазовый музыкант), я же - Чака Берри, вот это были споры! А сейчас "Продиджи" ли, "Радиохэд" ли - это все рок-н-ролл. Кстати, моя младшая дочь (ей 17 лет) и я - мы учимся друг у друга. Она говорит: "Дай мне послушать, что ты слушаешь". Возвращает со словами: "Классно!" А я прошу дать мне то, что ей нравится. В общем, мне с моими детьми гораздо проще, чем было моему
отцу со мной.
Думаю, это даже хорошо, что существует такой конфликт, о котором вы говорите. Хотя нет, конфликт - слишком сильное слово... Короче говоря, разница между поколениями - это восхитительно, ведь так дети развиваются. Гловер: Конечно, каждое поколение идентифицирует себя со своей музыкой, и каждая из этих, так сказать, музык отличается одна от другой, хотя и не так сильно, как это было раньше. У меня трое детей, и, когда я узнал, что они
слушают рэп, первая моя реакция была: кошмар! А потом я стал слушать их музыку внимательно и понял, что там есть очень умные вещи, очень сильные. Лорд: Хотите, молодой человек, я дам вам и всем остальным один совет? Вспомните, что говорили ваши родители в подобной ситуации, спроецируйте на себя и скажите: никогда не говори этих слов своим детям. - В истории "Дип Перпл" практически нет случаев, традиционных для рок-н-ролла и связанных с сексом, выпивкой
и т. п. Вы что, такие правильные?
Гловер: Нет, в нашей группе, как и в любой другой, которая существует уже тридцать лет, были разные времена: хорошие, похуже и совсем паршивые. Был секс, но скандалов на эту тему действительно не было.
Лорд: Мы все были слишком молодыми людьми со слишком большими деньгами. Но точно, у нас было всего этого на порядок меньше. Если сравнивать с "Роллинг Стоунз", например. Тут надо было решать: либо заниматься музыкой,
либо совсем другими вещами. Мы как раз были там, где музыка, и, кроме всего прочего, старались не афишировать нашу личную жизнь. - Вы выступаете уже три десятка лет. Нет ли чувства усталости? Я слышал, что Эрик Клэптон в последнее время работает в студии через такое "не могу"...
Гловер: Студия - это тяжело, да. Понимаете, когда такая группа, как "Дип Перпл", играет концерт, то наше выступление зависит от звука, который получается, от того волнения
и тех чувств, которые охватывают аудиторию. В целом получается некий заряд, заставляющий вас играть, как надо. И это очень отличается от обстановки, что создается, когда вы играете в студии, где видите только стены. Поэтому я очень хорошо понимаю Клэптона. - Говорят, что после 37 лет человеку становится все менее интересно жить, все он уже видел, детей вырастил, и все такое...
Гловер: Не знаю, лично для меня уже и 40 - это было так давно. Я помню
даже, что торопил время, с нетерпением ожидал, когда же мне стукнет сороковник, потому что после 30 у меня все было плохо.
Лорд: И я готов поспорить с этим стереотипом. Я, например, вырос в творческом плане после сорока, стал себя больше уважать. Знаете, мой дедушка, когда я был маленьким, все время повторял мне: "Вот будет тебе 40, тогда станешь совсем взрослым". Теперь я понимаю, что он имел в виду.
И НА КОНЦЕРТЕ, даже несмотря на то что вокалист по причине ангины и высокой температуры не мог тянуть высокие ноты, эти "дедки" показали всем, как играют по-настоящему взрослые люди. Кстати, мой сын, прослушав сборник их хитов, забрал кассету себе, а мне пришлось покупать новую. Гены, что поделаешь...
Автор выражает благодарность сотрудникам "Московит-концерт" за помощь в организации интервью.