Примерное время чтения: 7 минут
460

Неликвидная попса

МАЛО КТО из ныне живущих отечественных поп-композиторов может похвастаться успехами на Западе. У композитора Юрия ЧЕРНАВСКОГО получилось. В 1990 году он перебрался из России в Германию, а через 3-4 года его проект Mark, Oh протаранил чуть ли не все европейские хит-парады. К тому времени Чернавский успел поработать в джазовых оркестрах, писал песни для Пугачевой, Преснякова, Минаева, музыку к кино. Апофеозом его деятельности стала студия "Рекорд", в которой начинали Н. Ветлицкая, О. Газманов, С. Крылов, И. Матвиенко, В. Малежик, И. Тальков, "Ласковый май", "Мираж". Ныне Юрий Чернавский уже 7 лет работает в Голливуде, крайне редко посещая Москву.

Земфира - бард

- КАКИЕ у вас впечатления от музыки, что сегодня звучит здесь?

- Это не впечатления, а приговор. На русском музыкальном рынке я обнаружил огромную дыру - полное отсутствие музыки "мэйнстрим" ("главного течения"), которая безумно популярна во всем мире среди людей всех возрастов. В России же музыка поделена на разные возрастные категории - подростковая, людей среднего возраста и старше. С одной стороны, существует модно аранжированный бардовский стиль (например, Земфира) и молодежная фолк-попса ("Руки вверх"). С другой - советская эстрадная песня (Пугачева, Леонтьев, Лещенко) и национальный корневой фолк (Кадышева, Бабкина). Такая музыка нужна и будет обязательно всегда востребована, но по большому счету на международном рынке она неликвидна. Она не интернациональна, поскольку изначально рассчитана на аудиторию, проживающую в России. Своим американским дружкам, работающим в шоу-бизнесе, я ничего не могу показать - меня побьют, в лучшем случае скажут: "Этого парня больше сюда не пускайте".

- Неужели нет исключений?

- Исключением, на мой взгляд, являются группа "Премьер-министр" и ранняя Юлия Началова. Они поют как бы правильно, форма выбрана правильная, но все равно это черновая копия того, что нужно. В них нужно вложить еще такое количество денег, мозгов, чтобы это зазвучало по-настоящему. А откуда они столько денег возьмут?

Из всех русских людей, которые уехали ТУДА, нет ни одного, кто бы работал в системе шоу-бизнеса. Все, кто говорит, что работает ТАМ, на самом деле играют на гитаре в ресторанах. В Лос-Анджелесе я работаю на "сингловом" рынке ("сингл" - одна песня). Я год ловлю струю, вынашиваю идею, затем полгода облизываю одну-единственную песню.

- Так долго! А целый альбом?

- Альбомы в этой музыке вообще не играют никакой роли. Спела Бритни Спирс: "Бэби, бэби, вон мо тайм" - и, когда эта песня застряла у всех в голове, выпустили целый альбом. А в нем слушать нечего - одна песня. Весь мировой шоу-бизнес так работает: выпускается одна тестовая песня и на нее нанизывается вся конструкция.

- А какие суммы вкладываются в создание одной песни?

- Производство одной хорошей песни обходится минимум в 100 тысяч долларов. Но как работают ТАМ: каждую нотку, каждое слово вылизывают по сто раз. Потом начинается пробная запись, затем неделями эту песню записывают вчистую. А после этого с ней начинают возиться по-настоящему, переписывают, редактируют. Но если эта песня выстреливает, все участники процесса на три года могут забыть о работе.

95 баксов

- НА САМОЙ удачной своей песне вы сколько заработали?

- Когда Пугачева вместе с "АББОЙ" спела мои песни Through the eyes of a child и Superman и они стали на первые места в чартах Северной Европы в 1984 году, нас вызвали в посольство Швеции, и менеджер "АББЫ" Ларс сказал мне: "Поздравляю, старик, свои первые 200 тысяч долларов ты уже заработал". В результате я получил от родной страны 95 долларов авторских, остальные пошли на строительство коммунизма. После этого мне позвонила одна из солисток "АББЫ", Фрида, и попросила: "Мне очень понравилась твоя песня "Белая дверь", я сейчас делаю сольный проект и хочу, чтобы ты мне написал такую же песню". Я начал суетиться, готовить документы. Видимо, ОВИРу было дано задание, и мой паспорт "потеряли".

Наше государство, кстати, теряет такие деньги, вы себе не представляете! Бритни Спирс на пике успеха зарабатывала около 40 млн. долларов в месяц. Все, что выпускает российская автомобильная промышленность, может окупить одна удачная песня, один хит в "Биллборде" (американский журнал, публикующий хит-парады самых продаваемых артистов).

- Группа "Парк Горького" тоже побывала в списках "Биллборда", но что-то музыканты не были замечены среди миллионеров.

- От 100-го до 60-го места купить можно любую позицию в хит-параде. Места ниже 40-го уже никакой роли не играют. Тем более я знаю этот контракт Стаса Намина с гитарной фирмой "Крамер", когда группу "Парк Горького" поменяли на несколько составов с лесом для гитар. Стас, конечно, умница, но "Парком Горького" никто там всерьез не занимался. Причем ребята все классные, и Маршал, и Леша Белов (гитарист), но они приехали в Америку, их там все бросили. В конце концов их терпение лопнуло, сначала вернулся Николай Носков, а потом и Маршал с Беловым. Они талантливые, но в Голливуде нет простых людей, каждый таксист и официант - потенциальная суперзвезда.

Все продается

- Я ДУМАЛ, только в нашем шоу-бизнесе все покупается и продается.

- Продается любая премия - от "Грэмми" до "Мьюзик эвордс", и все это знают. Но покупаются микродетали. Когда встают на одну ступеньку три равных исполнителя и не хватает одного балла, его можно купить. А если не хватает вообще ничего, то дайте хоть 10 миллиардов, вы не получите "Грэмми".

- Говорят, наша группа "Тату" в Европе продала миллион дисков. Верите?

- Я слежу за этой группой, у них достаточно оригинальная концепция и есть все шансы пробиться на Западе (об этом говорит их появление в разделе "танцевальная музыка" "Биллборда"). Но если они продали миллион пластинок в Европе, то должны были попасть на 2-3-е место в "горячей сотне" (Hot Chart Top 100), во всяком случае войти в первую пятерку. Когда мы с проектом Mark, Oh продали первые 600 тысяч пластинок, мы автоматически попали в первую десятку. Откройте "Мьюзик Маркт" или "Биллборд" и найдите там "Тату". Если их нет в первой пятерке, значит, врут. Люди со всего мира там есть - и немцы, и шведы. В свое время там были и "Эйс оф Бэйс", и "АББА". "АББА" - это вообще феномен. По влиянию на развитие музыки ей нет равных. Послушайте, что делается в "бэках" (на подпевках) у Бритни Спирс и Кристины Агилеры.

- И что же там делается?

- Ну это же чистая "АББА", просто стилизованная под американский рынок. Все фразы "аббовские", они просто так замаскированы, что мало кто это слышит.

- И все-таки, неужели в России нет исполнителей, способных сделать карьеру на Западе?

- В России есть люди с потрясающими голосовыми данными, но техники нет. Мы сейчас для проекта Валеры Леонтьева отбирали людей, нужны были свежие голоса. Я не называю эти голоса "бэками", потому что делаю ему направление, где нет сольного голоса и бэк-вокалов, а есть многоголосие, поет хор, и Валера в этом хоре участвует. Такая музыка популярна во всем мире, но здесь ее не существует.

(В следующем номере читайте продолжение беседы с Ю. Чернавским, где он рассказывает о Голливуде, о том, как Майкл Джексон записывает голос, и о том, как бороться с засильем "неликвидной" попсы в России.)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно