Примерное время чтения: 6 минут
150

Куда девать зерно?

НЕДАВНО на заседании правительства обсуждался вопрос: что делать с таким хорошим урожаем, который удалось собрать в этом году. Для России, а особенно сельхозпроизводителей, на сегодня это проблема номер один. "АиФ" организовал "круглый стол" и предоставил слово на страницах представителям областей и руководителям бизнес-групп.

Головная боль

Николай Левицкий, президент Минерально-химической компании "ЕвроХим": "В России второй год кризис перепроизводства зерна. Прошлый год мы закончили с остатками на складах свыше 10 млн. тонн, в этом году они могут увеличиться до 30 млн. тонн. Цены на фуражное зерно упали в три с лишним раза, на твердые сорта пшеницы - в 2,5 раза. Сегодня доходы крестьян меньше, чем в неурожайные 1998 -1999 годы, хотя затраты выше - использовано больше минеральных удобрений, израсходовано больше топлива. Я считаю, основная проблема сегодня - нынешнее отношение государства к нашему сельскому хозяйству и экономике в целом".

Александр Ткачев, глава администрации Краснодарского края: "Действительно, в этом году на Кубани собрали рекордный урожай. Это здорово. Но тем не менее у нас появилась проблема, с которой мы раньше не сталкивались: в крае порядка трех миллионов тонн зерна лишнего! Мы этим очень обеспокоены и ждем стабилизации цен в России. Потому что сегодня, к сожалению, мы практически по дешевке продаем зерно, в том числе и перекупщикам. Только по предварительным оценкам, из-за этого в крае потеряли 5 миллиардов рублей".

Николай Демчук, премьер- министр Адыгеи: "Цена действительно сильно упала: зерно 3-го класса стоит 1600 рублей за тонну, 4-го - 1400 и меньше. Мы провели переговоры с первым замминистра сельского хозяйства, и он обещал, что государство закупит у Адыгеи лишнее зерно (150 тыс. тонн) по цене 2300 рублей за зерно 3-го класса и 1800 рублей - за зерно 4-го класса. Это неплохая цена на сегодня.

Нас беспокоит другой момент: зерно хранится либо на хлебоприемных производствах, а за это надо платить, либо в собственных сельских хозяйствах, а они не предназначены для длительного хранения. В результате зерно портится. Сейчас мы свой урожай засыпали на хлебоприемники и ждем, какие меры примет правительство, чтобы спасти ситуацию.

И я бы поднял еще один вопрос: так называемый диспаритет цен на горюче-смазочные материалы и ценой на зерно. Горючее дорожает, а зерно дешевеет - от этого еще большие убытки. Нужно было бы снизить стоимость горючего для сельхозпроизводителей. Возможно, то, что я предлагаю, нельзя сегодня решить в нынешних рыночных условиях, и мы найдем другой путь, но вопрос этот нужно обсуждать".

Рикошет

Николай Левицкий: "Кризис перепроизводства - проблема не только сельского хозяйства, рикошетом это ударяет и по смежным с ним отраслям. Например, по производству и продаже минеральных удобрений. Чем меньше потребляется фуражного зерна, тем меньше в почву вносится удобрений, что ведет к истощению почв и негативно отражается на производителях химической продукции. Все понимают, что сегодня без значительных государственных вливаний проблему не решить.

Развитые страны это давно поняли. Взять, к примеру, животноводство. На Западе оно всегда было субсидируемой отраслью. Самая либеральная экономика - американская, тратит десятки миллиардов долларов на поддержание собственных животноводческих хозяйств. Потому что там понимают, что это - одна из базовых отраслей экономики, которая в конечном счете обеспечивает безопасность страны. В России прямо противоположная картина: животноводство - один из самых "инертных" секторов: поголовье скота сократилось в 5-6 раз по сравнению с советскими временами. Вложенные сегодня средства дадут отдачу в лучшем случае только через 5-7 лет. А у государства нет внятной программы поддержки сельхозпроизводителя".

Александр Ткачев: "В нашей стране из 75 миллионов тонн зерна внутреннего российского рынка 40 миллионов уходит на корм скоту. Нельзя не вспомнить, как варварски обходились во многих регионах, в том числе и у нас, с этой отраслью. Сотни тысяч голов скота были пущены под нож, пришли в запустение птицефермы. А ведь именно здесь потреблялось значительное количество зерна. Сегодня это поняли, осознали. Начался процесс увеличения поголовья скота. Значит, увеличится и внутреннее потребление зерна.

Необходимо соответствовать законам рынка. Давно пора понять, что зерно ради зерна никому не нужно. Это давно уже вчерашний день. Поэтому на первый план выходит улучшение качества получаемого зерна. Уже со следующего года Краснодарский край переходит на новый метод - определение качества зерна по содержанию в нем белка, а не клейковины. Этот метод более точный и менее затратный по времени. Мы выступили с предложениями к руководству страны по изменению ГОСТа. Я понимаю, что это равносильно революции в отрасли. Это предложение сейчас рассматривается в правительстве. На самой Кубани, в качестве эксперимента, это произойдет со следующего года. Если будет получен положительный результат, метод может быть внедрен на всей территории страны".

Пшеница за границу

Николай Левицкий: "Если невозможно быстро развить внутреннее потребление, излишки необходимо экспортировать. Сегодня в мире сложилась уникальная ситуация, когда зерна не хватает: запасы всех стран на складах рекордно низки. Поэтому на мировом рынке цена на зерно растет. А мы не можем его вывезти. В России нет никакой инфраструктуры для этого: Новороссийский порт (через который идет до половины всего российского экспорта) абсолютно непригоден для эксплуатации и построен технически безграмотно. А если бы мы экспортировали все 6 -7 млн. тонн, которые могли бы (а не 2 - 3 млн. тонн), то сельхозпроизводители получили бы большую прибыль и в следующем году были бы заинтересованы в получении хорошего урожая".

Владимир Ковбасюк, гендиректор ОАО "Новороссийский морской торговый порт": "Через наш порт переваливается большая часть российских экспортных зерновых: из 2 миллионов тонн, проданных за рубеж в этом полугодии, ровно половина приходится на Новороссийский порт, полмиллиона - на Санкт-Петербургский, остальное - на малые порты Азовского моря.

Грузопереработка зерновых ограничивается мощностями элеватора и пропускной способностью железной дороги. Эти мощности, конечно, надо расширять. Сейчас реконструируется третья пристань со специальными причалами. Работы ведутся очень интенсивно. После окончания реконструкции объем экспорта увеличится до трех миллионов тонн. Но для наращивания экспорта зерна необходима не только реконструкция причалов, но еще и реконструкция элеваторов у подъездов железнодорожных путей".

Александр Ткачев: "Краснодарский край особенно заинтересован, чтобы с помощью федерального центра увеличивать экспорт хлеба. Край имеет выход на Черное и Азовское моря. Порты Новороссийск, Ейск, Туапсе, Темрюк".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно