В НОМЕРЕ 36 "АиФ" было опубликовано интервью А. Чубайса о реформе электроэнергетики. Не секрет, что у главы РАО "ЕЭС России" немало оппонентов. Например, замминистра энергетики РФ Виктор КУДРЯВЫЙ считает: если Госдума примет на следующей неделе пакет законопроектов по реформе отрасли, страну ожидают большие неприятности. Ему слово.
В ЧЕМ стратегические изъяны реформы? Прежде всего, на верхнем уровне управления энергетикой государство утрачивает свои позиции, а приоритет надежности уступает место коммерческому началу.
6 мая из РАО ЕЭС выделили дочернюю Федеральную сетевую компанию - это все магистральные линии электропередачи. И хотя в самом РАО государство владеет 52,8% акций, ни одной акции ФСК - а это примерно треть активов РАО - оно не получило. Правда, А. Чубайс уверяет, что в 2004 г. акции ФСК будут возвращены государству. Но Анатолий Борисович лукавит. Как сказано в заключении Правового управления администрации Президента РФ, закон не предусматривает такой передачи. А выкуп акций будет стоить бюджету баснословных денег. Не случайно при образовании ФСК ее уставный капитал определили в размере 127 млрд. рублей, хотя уставный капитал всего РАО - 22 млрд. То есть "дочка" оказалась богаче "матери" почти в 6 раз!
В частные руки - фактически на откуп менеджерам РАО - передано и другое ключевое звено верхнего уровня ЕЭС - Центральное диспетчерское управление (теперь Системный оператор).
Вместо энергетиков с населением и предприятиями будут иметь дело посредники-спекулянты. Не имея эксплуатационных и ремонтных ресурсов, эти "гарантирующие поставщики" на самом деле ничего не смогут гарантировать - например, в случае аварийных ситуаций.
Цена конкуренции
НА НИЖНЕМ уровне отрасли планируется раздробить существующие крупные компании (Мосэнерго, Ленэнерго, Омскэнерго и т. д.) на множество мелких по видам бизнеса - отдельно генерация тока, транспорт, распределение и сбыт. Всего образуется примерно 500 компаний вместо 100 - под предлогом "развития конкуренции", которая якобы приведет к снижению тарифов. Но ведь известно, что слияние двух производств экономит 10-25% затрат, а дробление, напротив, их увеличивает. Например, в Германии в ходе реформы было создано 4 вертикально интегрированных холдинга, которые производят 90% всей электроэнергии, а их средняя мощность в 12 раз превышает показатели российских компаний. За счет укрупнения немцы только в первый год снизили тариф на 10-15%.
Создание новых электростанций и сетей для конкурентной энергетики в России потребует сотен миллиардов долларов. В пример можно привести Великобританию. Если у нас расстояние между подстанциями достигает 500 км, то там - 23 км. Англичане говорят, что их страна как будто накрыта одной медной шиной - так развита электросеть. Но стоимость тока для потребителей там в 3,2 раза выше его стоимости на выходе из электростанции. Готовы ли россияне заплатить тройную цену за такую конкуренцию?
Руководство РАО говорит о реформе как о способе привлечения инвестиций. Но так ли это? Следствиями реформы станут рост тарифов в 2,5-3 раза, рост социальной напряженности и падение ВВП более чем на 25%. К такому выводу пришли наши известные ученые, академики РАН Н. Лаферов и Д. Львов. Какой инвестор будет вкладывать средства в отрасль, реформа которой толкнула страну к экономической стагнации?
Что немцу хорошо
МИРОВОЙ опыт показывает, что оптимальный режим для инвестиций определяется балансом государственных и частных интересов. Наиболее амбициозные энергетические программы осуществляются в Китае, Иране, Вьетнаме, где энергетика находится в национальной собственности. Калифорнийский кризис в США также привел к необходимости принятия государственных программ развития энергетики.
В той же Германии нам также есть чему поучиться. Например, немцы ввели так называемый принцип эталонного сравнения - энергетические холдинги обязаны снижать свои тарифы до минимального в стране (а с 2002 г. и в Европе) уровня. Годовое изменение стоимости энергии не должно превышать роста цен на основной вид топлива (уголь), а рост тарифов для населения ограничен ростом доходов граждан. Важно, что эффективность электроэнергетики не рассматривается как сугубо корпоративная цель, изолированная от задач экономики Германии. Так, в тарифе на свет многие годы присутствовал "угольный пфенниг", что обеспечило стратегическую поддержку угольной отрасли, о которой мечтают наши шахтеры.
И последнее. Нужно помнить, что электроэнергетика поставляет на рынок не простой товар, а незаменимую социальную услугу. Вариант частичного выживания отдельных энергетических бизнесов неприемлем. Если в Калифорнии, где тоже случались веерные отключения, это вопрос комфорта, то в холодной России - вопрос жизни и смерти. Без пенсии или зарплаты можно прожить не один месяц, но без света и тепла в больнице - ни дня! В электроэнергетике, как и в авиации, надежность - всегда на первом месте. Хочется верить, что, рассматривая планы ее преобразований, депутаты Госдумы проявят благоразумие.