Примерное время чтения: 5 минут
771

Охотники за стариной

НА ПРОШЛОЙ неделе в Московском уголовном розыске случился скандал - 12 его сотрудников были задержаны по подозрению в покровительстве преступной группировке, занимающейся незаконной скупкой драгметаллов.

ВСЕ 12 человек являются сыщиками элитного 12-го отдела, который специализируется на преступлениях, связанных с антиквариатом. Торговля "стариной" приобрела у нас твердый криминальный привкус. Теневой "антикварный" рынок, по некоторым данным, составляет в России порядка 700 миллионов долларов в год (оборот легальных салонов и магазинов, с которого платятся налоги, - всего 2 млн. долл. в год). Кроме того, торговля раритетами почти всегда связана с кражами, грабежами, сбытом подделок.

Криминальные иконы

ПО СЛОВАМ одного известного питерского специалиста по раритетам, самое криминальное "антикварное направление" - живопись и иконы, потому что за них коллекционеры готовы платить огромные деньги. На втором месте по интересу стоит старинная мебель. За ней - прикладные предметы: фарфор, хрусталь с серебром. Меньшим спросом пользуются ювелирные украшения, за редким, конечно, исключением.

В прошлом году в Санкт-Петербурге был задержан Александр Левин. Он разыскивался Интерполом в связи с нелегальным вывозом в Голландию пропавшего из библиотеки РАН "Большого нового морского атласа" - раритетного издания XVIII века. Оно принадлежало еще Петру Первому. Бывший техник-электрик, отсидевший в свое время по "валютному" делу, Левин после освобождения занялся реставрацией икон. Оказалось, не только реставрировал. За контрабанду атласа его приговорили к 4 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Когда сыщики пошли конфисковывать имущество, оказалось, что у Левина 10 квартир в центре города. В одной из них в платяном шкафу был сделан тайник, в котором и хранились в большом количестве старинные иконы.

На антикварный рынок, черный или белый, настоящие шедевры из частных собраний попадают не так уж часто. Истинные коллекционеры свои коллекции вообще не продают. Но именно они нередко становятся жертвами преступников. 12 лет назад в Москве в своей квартире был ограблен известный коллекционер Виктор Магидс. Преступники ворвались в его дом, связали хозяина и несколько часов отбирали из коллекции ценные картины, иконы, миниатюры и другие предметы. По данным МУРа, заказал это преступление некий Ян Фельдман, фигура, известная в среде любителей антиквариата. А исполнили братья Буторины, Александр и Сергей. Последний позже возглавил "ореховскую" преступную группировку.

Роковая коллекция

СУДЬБА коллекции неизвестна до сих пор. Но она сыграла роковую роль в жизни каждого грабителя. Вскоре после ограбления Яна Фельдмана нашли повешенным в одном из бельгийских отелей. История темная, говорят, что, когда гроб с его телом прибыл на родину, знавшие Яна люди утверждали, что его размер был слишком мал для крупногабаритного Фельдмана. Но гроб вскрывать не стали, и, кто в нем похоронен, неизвестно. Водитель преступников Владимир Степанов позже стал сотрудничать с органами по делу об ограблении и был убит по заказу Сергея Буторина. Александра Буторина сыщики задержали, и он получил большой срок. Еще один член банды, Евгений Токарев, попал на принудительное лечение в психиатрическую больницу, но сбежал оттуда и до сих пор находится в розыске. Сам Сергей Буторин (Ося) в прошлом году был выдан России властями Испании и находится в местах не столь отдаленных.

Чтобы избежать судьбы Виктора Магидса, некоторые коллекционеры еще при жизни передают свои собрания на хранение государственным музеям. Знатокам антиквариата известны имена братьев Ржевских, Якова и Иосифа, которые собирали свою коллекцию всю жизнь, отказавшись ради нее от карьеры и семей. Специалисты оценили ее в 5 миллионов долларов. Недавно Иосиф Ржевский (его брат уже умер), опасаясь хранить свои ценности в питерской квартире, передал их Русскому музею.

Фальшивый шедевр

ЕЩЕ одно криминальное направление в антикварном мире - торговля подделками. По некоторым данным, в год в России продают фальшивый антиквариат на 200-300 миллионов долларов. В стране существует целая сеть подпольных фабрик по изготовлению фальшивой старинной мебели, живописи. Как правило, их продукция сопровождается поддельными свидетельствами из Третьяковской галереи или Центра реставрации Грабаря.

Для совсем ничего не смыслящих в старине в Измайловском парке столицы существует "Вернисаж". Здесь можно приобрести бронзовые часы конца XIX века на ходу за 500 долларов, а подлинник Рембрандта вам уступят за 1,5 тыс. "зеленых". Иконы неизвестных авторов, "завезенные исключительно из Архангельской области", в очень плохом состоянии (XVI век все-таки) вообще идут подозрительно дешево - за10 у.е.

На "Вернисаже" можно поискать нужных людей и "заказать" им настоящий антиквариат. Года два назад через измайловских агентов довольно крупный ростовский бизнесмен приобрел за очень приличные деньги подлинник Клода Моне. Особо о своей покупке он не распространялся. Но не утерпел и похвастал иностранному партнеру, пригласив его в гости. А тот возьми и окажись любителем и знатоком живописи. Он и опознал подделку, хоть и высокопрофессионально изготовленную. А подлинник висит в парижском музее д'Орсэ. Бизнесмен расстроился, но агентам мстить не стал. И в милицию не пошел - в таких случаях она не поможет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно