Примерное время чтения: 5 минут
84

Губернаторская любовь с фигой в кармане

ГЛАВНЫЙ вопрос, который занимает сегодня аналитиков всех мастей, - это президентские и парламентские выборы. Казалось бы, о чем беспокоиться? Выборы в Госдуму состоятся только в декабре 2003 г., а президентские - вообще в марте 2004 г. Но Кремль хотел бы уже за год вперед знать, кто будет заседать в парламенте и какие факторы повлияют на итоги выборов.

Атака Центра

КАК ни странно, больше всего Центр беспокоит так называемый "губернаторский фактор". Странным это кажется потому, что все последние годы главнейшей задачей Кремля было сведение этого самого фактора к нулю: параллельно с установлением "вертикали власти" шла политика "разгубернизации" (точнее, "раскулачивания") регионов.

Причин тому было несколько. К объективным относятся "слишком большой" политический вес губернаторов, их претензии на особое внимание Центра, попытки добиться каких-то исключений из общих экономических и юридических правил. А субъективный фактор - это то личное оскорбление, которое главы регионов, еще будучи сенаторами, нанесли в прежнем Совете Федерации руководителю президентской администрации Александру Волошину, отказавшись по его требованию снимать опального генпрокурора Юрия Скуратова.

Результатом стала серия сокрушительных "ответных ударов". Губернаторов изгнали из Совета Федерации, поставили надсмотрщиков в виде полпредов в федеральных округах, отлучили от большой политики (Госсовет тут не в счет, потому что вряд ли можно считать влиятельной эту чисто совещательную организацию, которая получает "домашние задания", а потом отчитывается о выполненных уроках).

Кроме того, была введена законодательная процедура отстранения от должности губернаторов и роспуска местных парламентов. Из-под глав регионов вывели все силовые структуры и суды. А теперь Кремль "совершенствует" местное самоуправление, превращая ее в систему противодействия губернаторской власти.

Самый чувствительный удар - это лишение глав регионов финансовых ресурсов. Денежные потоки были радикально перераспределены в пользу Центра. Вдобавок, согласно новому законопроекту комиссии Дмитрия Козака, вводится процедура "банкротства" субъектов РФ: если регион не сможет профинансировать все расходы, возложенные на его бюджет федеральным центром, то в нем будет введено прямое федеральное финансовое управление.

На протяжении последних двух лет губернаторы были последовательно лишены собственного телевидения, а федеральные телеканалы были поставлены под плотный контроль администрации Президента РФ. В результате с избирателями теперь можно работать через голову губернаторов - напрямую с экранов телевизоров. Самый свежий пример из серии ослабления телевизионного влияния региональных лидеров - покупка известным олигархом Олегом Дерипаской телеканала в Башкирии в порядке подготовки к выборам президента в республике.

Из всего вышесказанного следует очевидный вывод: Кремлю нечего бояться. "Губернаторский фактор" на выборах можно практически проигнорировать, но с двумя оговорками. Первая - это губернаторы-харизматики (А. Тулеев, Ю. Лужков, Э. Россель), вторая - это богатые руководители богатых регионов (А. Филипенко, М. Шаймиев, М. Рахимов, П. Сумин). С этими "тяжеловесами" еще придется повозиться.

Исход битвы

ТАК ЧТО же произойдет через год? На выборах президента главы регионов отработают под лозунгом "За Родину, за Путина!", пусть даже и пряча фигу в кармане.

На выборах в Госдуму возможны варианты. Что касается партийных списков, то губернаторы, безусловно, будут поддерживать кандидатов от партии власти. Не будут они враждовать и с кандидатами от КПРФ, потому что знают - в сложной социально-экономической ситуации коммунисты наберут немало голосов. А по своей личной склонности они чуть-чуть поддержат разные местные отделения: СПС, Партии жизни (С. Миронова), Партии возрождения (Г. Селезнева).

Кроме того, вырастет число избирателей, которые будут голосовать "против телевизора", то есть назло пропаганде. То, что люди уже не боятся голосовать "против всех", показали выборы в Нижнем Новгороде - там доля протестного голосования составила треть.

В одномандатных округах губернаторы будут действовать прагматично: они либо поддержат лоббистов, которые способны что-то "пробить" для них в Москве, либо просто заработают на "продаже мест".

А что же сами губернаторы? Неужели они действительно сошли с политической арены? И да, и нет. Да, губернаторов "раскулачили", запугали, задвинули обратно в регионы. Но на этом дело не закончилось. Вместо взаимодействия Центра и глав регионов - пусть по новым жестким правилам - продолжается политика "кнута" и грубого давления. Можно игнорировать губернаторские обиды, пока рейтинг президента высок. Ведь главы регионов соглашаются терпеть полпредов и всех остальных только потому, что те прикрываются именем Путина. Но если, не дай бог, что-то случится с нашим президентом или разразится (как это прогнозируют эксперты Мирового банка) социально-экономический кризис, то "губернаторский фактор" сработает на полную мощность против всего, что идет от Центра.

Так что главная проблема - это совсем не выборы и их итоги. Гораздо важнее тот факт, что вся "вертикаль власти" оказалась у нас перевернутой с ног на голову. Президент у нас не венчает стройную государственную пирамиду, а держит ее на своих плечах.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно