Примерное время чтения: 7 минут
481

Цирковые рабы

Известный дрессировщик раскрывает тайны жестокого обращения с животными.

Окончание. Начало в "АиФ" N 48

В ПРОШЛОМ номере "АиФ" мы опубликовали первую часть материала о "теневой" стороне профессии укротителя: оказывается, дрессировщики не только ухаживают за цирковыми зверями, но и бьют их, морят голодом, заставляют идти на унижения - лишь бы слон или тигр выполнил трюк, за который будут рукоплескать зрители. Рассказать всю правду об изнанке этого жанра решился известный дрессировщик Владимир ДЕРЯБКИН - создатель и руководитель труппы "Медвежий театр миниатюр". Он не смог вынести жестокости дрессуры и ушел с манежа. Он нашел в себе мужество честно сказать о том, что в действительности происходит за цирковыми кулисами - не только в России, но и во всем мире.

- ДРЕССИРОВЩИКИ дают понять зрителям, что цирковые звери - тоже артисты, и после трюка звери кланяются, им аплодируют.

- Момент, когда зверь делает "комплимент", - тоже насилие, огромное унижение и обман. Представьте: тебя бьют, а ты должен целовать ноги. Цирковые животные, конечно, тоже артисты. Но артисты поневоле! Помните трюк, когда на ствол ружья, которое держит дрессировщик, садились голуби, ружье громко стреляло, а голуби не взлетали и оставались спокойно сидеть? Вот вы привяжите обычных голубей за лапки к ружью и выстрелите. Что от них останется? Помрут от испуга.

- Как же приучили цирковых голубей?

- Постепенно. Стреляли рядом, глушили, глушили, пока голуби не привыкли. Или не оглохли. У меня тоже был трюк с голубями, когда птицы садились на голову медведю, прямо на шерсть, не прикрытую ничем, и он их не трогал. Зрители хлопали. А у бедного медведя только одно было на уме: как бы этих птичек схавать! Но он знал, что если хоть одну тронет, то его будут молотить за кулисами... Такая вот лирика. А чтобы медведь стал танцевать? Дети смеются, радуются, но никто не знает жестокости этого трюка. Или заставьте тигра прыгнуть на спину слону. Слонам в таких случаях делают специальные кожаные накидки с шипами у шеи, чтобы хищник не вцепился.

Пинок мишке

- КОГДА вы решили расстаться с дрессурой?

- На гастролях в Новой Зеландии. На репетиции медвежонок бросился мне под ноги, и я его пнул. Не сильно, он был еще совсем маленький. Но мишке хватило - он кубарем отлетел в сторону. А из зала за этим наблюдал незнакомый мне человек. Увидев пинок, он мрачно покачал головой. Оказалось, это был представитель "Гринписа". И буквально на следующий день нашему цирку устроили такую выволочку! Полиция всех нас допрашивала по одному. А когда в другой раз дрессировщик оставил цирковых собак на ночь под дождем, наш импресарио замучился летать на суды, которые за этим последовали.

А еще раз всю несправедливость дрессуры я понял, наблюдая на гастролях за нашими наездниками. У них была лошадь с израненной ногой. Она едва ходила и сильно прихрамывала. И вот на ней, на этой хромой лошади, работали! Пришпоривали посильнее и гнали по манежу на скорости, чтобы не было заметно, как она хромает. Потом прятали от чужих глаз в закутке и снова выводили на манеж. И не жалели - после травмы лошадь все равно шла под списание.

- Ваши медведи тоже уходили под списание?

- Когда я решил уйти, встал вопрос: куда медведей? У меня их оставалось шестеро. И в цирках, и в зоопарке - везде мишек хватает. Выхода не было. Рано утром их увезли ассистенты. На следующий день моих зверей не стало. И это медведи-артисты, которым рукоплескали, от которых зрители получали огромное удовольствие, - они все так закончат...

- Правда ли, что укротитель среди своих хищников - как вожак стаи?

- Вожак он только до тех пор, пока у него в руке стек. Закон здесь только один - страх. Хотя я слышал о дрессировщике Николае Павленко, который будто бы вообще обходится без стека.

- Какие еще есть методы наказания, кроме побоев?

- Голод. Зверя не кормят два-три дня, пока он не станет делать то, что требуется.

- А после представления, когда укротители выводят своих питомцев к зрителям и те позируют для фотосъемки, все выглядит так мирно...

- Эта идиллия может плохо кончиться. Обезьяну на руки людям сажать! Ну собачку там, ежа... Но как знать, что на уме у обезьяны?

- Но рядом же дрессировщик страхует.

- А что он с ней, договорился? "Ты, Мань, смотри мне, не вздумай!" Это же зверь - с клыками, когтями.

- В дельфинарии дрессировщик зовет детей сняться вместе с морским котиком. И при этом предлагает для большего эффекта положить руку на нос зверю.

- А если беда? Кто оплатит больничную койку? Дрессировщик сознательно рискует здоровьем детей, чтобы заработать, и не может этого не знать.

Удар на удар

- А ЕСТЬ вообще добрые дрессировщики?

- А добрые тюремщики, палачи? Давайте говорить прямо: с рождением дрессировщика рождается и жестокость. Как только ты взял медвежонка, посадил в клетку, вывел на манеж - все, это уже катастрофа для животного. Да и для человека тоже, если у него есть душа.

- Значит, у циркового зверя нет шансов на иную жизнь?

- Шанс только один: перед смертью рассчитаться с дрессировщиком за все. И укротитель знает: в отличие от тигра, льва, леопарда, которым нужны какие-то секунды, чтобы приготовиться к броску, медведь бросается без предупреждения. Он бьет головой в ноги человеку, подсекает лапами его за пятки и заламывает. Всю жизнь он терпеливо ждет своего момента, и, когда это мгновение настает, уговоры уже бесполезны.

- А если это случилось во время представления? Зрители же смотрят.

- Ну что же, что смотрят. Все знают, что наказание на манеже сразу же отталкивает зрителя от дрессировщика. Особенно если это случается в какой-то сценке, где медведь играет роль. Но вот он кинулся, и на его бросок нужно ответить ударом. Если этого не сделать, последует новый бросок, не сегодня, так завтра. Или ты его, или он тебя. По-другому не бывает.

Я любил своих медведей, но они меня - нет. Мы жили в вечном взаимном подозрении. Я ни секунды им не доверял. Поэтому и ушел с манежа без единой царапины.

С последним медведем у Дерябкина вышло так: один из них напоследок решил "рассчитаться". Это произошло в подвале, где 20-летний сын дрессировщика Володя держал взрослого медведя. Скоро они должны были отправиться на гастроли. В тот вечер в подвал зашла жена Дерябкина Люда - его партнерша по трюкам, которой когда-то медведь вручал на арене свое бутафорское сердце. Семилетний Фрол неожиданно бросился на нее и повалил на пол. Сыну едва удалось отбить мать и предотвратить трагедию. Красавица Людмила вернулась домой вся в крови. А наутро в подвале прозвучали два выстрела.

"Не думал, что закончу свою цирковую жизнь именно так, - сказал об этом Дерябкин. - Один из десяти в самом деле мог рассчитаться. Фрол ошибся - напал сначала на женщину. Если бы Вова был под медведем, Люда ничего не смогла бы сделать. Бог спас".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно