Примерное время чтения: 4 минуты
115

Среднюю Азию спасет Лужков?

ВООБЩЕ о переброске части вод северных рек с помощью сети каналов впервые заговорили на рубеже XIX и XX веков. Но Императорская Академия наук быстро поставила точку в этом вопросе.

Закрытый проект

ПРОЕКТ был реанимирован в 1983 году. Планировалось, что канал длиной 2,5 тыс. км соединит Обь с засушливыми районами среднеазиатских республик. Причем вода должна подниматься наверх с помощью нескольких насосных станций - таковы особенности рельефа. "Но о полном повороте рек речь никогда не шла, - утверждает один из разработчиков, бывший замминистра водного строительства Полад Полад-заде. - Говорилось об изъятии всего 4-6% стока Оби. А экологи, выступавшие против, приводили невразумительные доводы: дескать, потеплеет Мировой океан, сместится земная ось". На самом деле у экологов аргументов было хоть отбавляй. Есть они и сейчас. Академик Петр Гончаров уверен: из-за оттока воды граница холода в Сибири сместится на 50 километров к югу, ведь реки в этом регионе несут тепло на север. Канал преградит пути миграции диких животных. Кроме того, из-за сильных испарений вода будет приходить в Среднюю Азию значительно засоленной.

"Этот проект выглядит ущербным и для экологии, и для экономики, - считает президент Центра экологической политики России академик Алексей Яблоков. - Вода пойдет по каналу - значит, будут подтопления. Возникнут соленые болота. И не стоит говорить о переизбыточности сибирских рек. Китай уже забирает из Черного Иртыша воду на орошение. Скоро ее станет в два раза меньше в Иртыше, который в свою очередь впадает в Обь".

Московские "кроты"

В СИЛУ известных причин Россия лишилась своего влияния на Кавказе и в Средней Азии. Все проекты по перекачке газовых и нефтяных ресурсов из этих регионов обходят нас стороной. А влияние здесь нам все же необходимо. Поэтому, когда нет военной силы, денег, людских ресурсов, нужно предложить то, чего нет у других. Это - пресная вода.

Причем ее дефицит будет только увеличиваться с ростом инвестиций в экономику Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Афганистана. По некоторым подсчетам, при нормализации жизни в Афганистане эта страна будет дополнительно забирать из Амударьи до 10 куб. км воды в год. Это сразу превратит узбекскую Каракалпакию в пустыню. А вода станет дороже нефти.

В планах Лужкова нет перекачки воды с севера насосными станциями. По границе Омской области и Казахстана проходит природный водораздел двух бассейнов: гряда возвышенностей, в самом узком месте шириной 80 км.

Идея г-на Лужкова состоит в том, что на нашей территории у границы водораздела будет создано водохранилище. Вода в него пойдет из верховий Оби и других рек. По некоторым оценкам, без ущерба для природы можно забирать до 6 куб. км в год. А дальше мэр Москвы предлагает пробить под грядой водораздела два тоннеля. Возможность для этого есть - в Москве работают два подземных "крота", которые пробивают тоннель диаметром 14 метров, одновременно бетонируя его.

Разумеется, можно оценить этот проект как прожектерский. Но нехватка пресной воды - растущая проблема во всем мире. Почему бы не помочь соседям? За деньги. За их любовь, по которой мы соскучились. Кстати, и в Суэцкий канал, и в Панамский мало кто верил.

Есть ответ и на сакраментальный вопрос - где взять деньги? Их даст население да и соседние государства, если будет создано акционерное общество. Идею осталось запатентовать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно