НА ВОПРОСЫ корреспондента "АиФ" Сергея МИХАЙЛОВА отвечает президент Республики Татарстан Минтимер ШАЙМИЕВ.
- МИНТИМЕР Шарипович, вы недавно были на президиуме Госсовета и говорите, что представленные там законопроекты о местном самоуправлении и организации власти в регионах противоречат Конституции РФ. А что - может, и пришло время пересмотра некоторых статей Основного закона?
- Процесс разграничения полномочий - назревшая необходимость. Сама жизнь показала: действующий закон о местном самоуправлении не работает. В России создано порядка 150 тыс. органов самоуправления, из них полнокровно работают меньше 500. Дело не в том, что там плохие кадры, - нет финансирования. Я считаю, что новый закон лучше прежнего. Если он будет принят, то начнет работать с 1 января 2005 года. До 1 октября 2004 года будут проведены выборы новых органов местного самоуправления, для того чтобы к 2005 году они успели принять свои бюджеты. В целом это изменит соотношение отчисления налогов против нынешнего на 20% в пользу регионов.
Что касается особенностей организации самоуправления в городах, районах - я думаю, это право будет предоставлено регионам. Россия слишком многообразна, чтобы пытаться втиснуть все в одни рамки.
- Из 89 субъектов только 14 могут обеспечивать себя сами. Остальные живут за счет трансфертов из федерального центра. Какое может быть самоуправление, если деньги для старосты пришли из Москвы? Он их пропьет или сворует, они ведь "не свои".
- Думаю, со временем, по мере роста доходов населения, предприятий, ситуация изменится. Например, когда с полной отдачей заработает земля, налог на нее во многом будет покрывать потребности местных бюджетов. Другой источник - рост зарплат и подоходного налога.
Зачем нужна такая верхняя палата?
НЕЛЬЗЯ отрицать, что есть попытка дальнейшей централизации власти путем разграничения полномочий. Иной раз Центр вторгается в границы исключительного ведения субъектов Федерации, против чего я категорически возражаю. Президент РФ поручил еще раз посмотреть, насколько правомерно введение внешнего управления в случае объявления того или иного региона финансово несостоятельным. Я считаю, если мы встанем на такой путь, то любой регион можно подвести под эту черту, тем более дотационные. Их можно сделать банкротами за очень короткий период. И потом что угодно с ними делать.
- Вертикаль исполнительной власти во многом строилась за счет полномочий регионов. Но в итоге возникло ощущение, что Президент России не венчает стройную пирамиду исполнительной власти, а, напротив, держит ее на своих плечах. И не будь его, рухнут и федеральные округа, и другие чиновничьи новообразования.
- Я полностью согласен с этой оценкой. В государственном строительстве простые решения не самые лучшие.
- Некоторые политики и эксперты считают неоправданным существование Совета Федерации в его нынешнем виде. Это практически собрание московских лоббистов. Вы согласны?
- Смотрите, что происходит. В конце ноября Дума в первом чтении приняла поправку, дающую право сенаторам при голосовании в Совете Федерации не следовать позиции делегировавших их субъектов РФ. Другая поправка устанавливает, что через год после назначения членов верхней палаты регионы не смогут их отозвать. По сути, сенаторы попадают в полную зависимость от Центра, а Совет Федерации получает право сам себя формировать. Что это, как не правовой беспредел, грубое нарушение прав регионов?
К моему сожалению, эти вопиющие поправки поддержаны центристским большинством Думы, в том числе фракцией "Единство", которая такими поступками просто теряет лицо перед избирателями. Что касается позиции Татарстана, то в случае дальнейших попыток принятия этих поправок мы отзовем своих представителей из Совета Федерации за ненадобностью, поскольку они не будут иметь возможности отстаивать интересы республики.
- Депутаты "Единства" часто голосуют против регионов в Госдуме. А вы член Высшего совета партии "Единая Россия". В такой ситуации не планируете выйти из ее руководства?
- Вы задаете вопрос, как бы заглянув в мои размышления. Хотя мне кажется, что не только я думаю об этом. Но нельзя принимать скоропалительных решений. Времена изменились, по новому закону не может быть региональных партий, все партии из Центра. Скоро, когда будут проводиться выборы по партийным спискам не только в Госдуму, но и в региональные парламенты, поддержка партии потребуется всем и вся. Пока для меня это не такой насущный вопрос, но я должен думать не только о себе. Хотя, надо уточнить, сегодня я не член партии "Единая Россия", как и Лужков, и Шойгу. Мы скорее неформальные лидеры своих движений, которые слились в одно целое.
С другой стороны, не мы привели фракцию "Единство" к власти. Поэтому морального права спрашивать с нее напрямую нет. Вот когда на предстоящих выборах наша партия победит, тогда мы сможем сполна говорить об ответственности депутатов. Сегодня можно только повозмущаться.
- Недавно Молдавия отказалась от прямых выборов президента и перешла к парламентской форме власти. Многие аналитики предвидят подобную трансформацию и в государствах Средней Азии: Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Киргизстане. С уходом нынешних сильных лидеров "по возрасту" эти страны на какое-то время могут перейти от президентских к парламентским республикам. Видимо, интуитивно эту тенденцию почувствовал и президент Башкирии Муртаза Рахимов, хотя у него пока не получилось реализовать эту модель. Как вы думаете, в Татарстане возможен отказ от поста президента?
- Эта тенденция сегодня все ярче прослеживается. В названных вами странах СНГ существует особый менталитет, там много мусульман. Это сказывается на форме власти. Когда Муртаза Рахимов вышел с подобным предложением, я сказал: "Хорошо, что такие предложения не исходят от президента Татарстана". Почему? Я хорошо знаю Татарстан и неплохо Башкортостан. Это очень схожие, мощные, братские республики. Как раз в этих республиках, как нигде, сегодня нужна сильная президентская власть. У нас не будет перехода к парламентской форме.
Удержать хрупкое равновесие
- БУРНАЯ дискуссия была вызвана предполагаемым введением уроков православной культуры в школе. Как она отозвалась в республике?
- Прежде всего мы должны исходить из того, что религия отделена от государства. Хотя я при этом всегда добавляю: но она не отделена от общества! Поэтому в законе предусмотрено, в каких формах может быть содействие государства: восстановление исторических храмов, представляющих архитектурную ценность, и т. д. В этих рамках мы работу ведем. Восстанавливаются православные храмы, построено более 1000 мечетей, а до "перестройки" было 23.
У нас веками сосуществуют две самые крупные конфессии: ислам и христианство. В этих условиях нужно очень осторожно касаться любых вопросов, связанных с религией. Как же уважаемый министр образования - человек, по определению образованный, - может предлагать в такой безапелляционной форме уроки православия? У нас смешанные классы, школы. Как в одной школе делить детей?! Наш Госсовет принял соответствующее обращение к Президенту России В. В. Путину.
- Дума и Совет Федерации недавно вас обидели - запретили переводить татарскую письменность на латиницу. Что вы собираетесь делать?
- На мой взгляд, поправки в закон "О языках народов РФ", запрещающие перевод письменности с кириллицы на другую графику, противоречат Конституции. В статье 68 записано, что РФ гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития. Поэтому я рассматриваю этот шаг Госдумы как вторжение в права человека. Так мы можем дойти до полного абсурда, когда, к примеру, вообще будет запрещено изучение родного языка отдельным национальностям.
Замечу, что в Татарстане все дети владеют русским. Но почему же мы лишаем их права выбора, как писать на родном языке? В царской России у татар существовала арабская письменность. После революции ее сменила латиница, и только в 30-х годах татары перешли на кириллицу. При этом даже в тоталитарном СССР никто не ограничивал письменность народов: и грузины, и армяне, и прибалты не использовали кириллицу. Как известно, в последние годы ряд среднеазиатских государств СНГ уже перешел на латиницу, так как эта письменность лучше раскрывает возможности родного языка тюркоязычных народов.
Наличие или отсутствие закона, запрещающего переход народов РФ на иную письменность, не предопределяет для нас сам процесс перевода татарской письменности на латиницу. Дело в другом. Речь о том, что после принятия Госсоветом закона о переводе татарской письменности на латиницу среди национальной интеллигенции произошло разделение мнений. Этот процесс был воспринят неоднозначно и среди татар, проживающих за пределами своей этнической родины. Многие из них не скрывают своей озабоченности по поводу того, что такой переход может привести к отдалению их от национальной литературы, духовности и культуры своего народа. Такого рода настроения лично мне понятны и также беспокоят. Поэтому мы относимся к этой проблеме крайне ответственно и исходя из этого приняли решение о проведении эксперимента по переводу на латиницу, рассчитанного на длительный период. Сейчас из 560 тыс. учащихся экспериментом охвачено порядка 500.
- Минтимер Шарипович, в стране немало граждан, чье настроение довольно унылое. А как в Казани видится будущее?
- В Татарстане не было "шоковой терапии" - мы мягко входили в рыночную экономику. Так сказать, реформы с "человеческим лицом". Определили приоритетные направления. Это прежде всего нефтехимия. Агропромышленный комплекс объявили приоритетом еще тогда, когда в стране говорили, что сельское хозяйство - "черная дыра". В результате по урожаю зерна достигнуты такие объемы, которых не было во времена Союза. В Татарстане завершена сплошная газификация, впервые в России. Любой сельский дом имеет сетевой газ. Шесть лет назад мы приняли программу ликвидации ветхого жилья. Люди каждый год получают намеченные квартиры. Работаем еще над одной интересной программой - к концу 2004 года обеспечить республику современными средствами связи, позволяющими в любом населенном пункте подключаться к Интернету.
- Какова судьба иконы Казанской Божией Матери, которая была обнаружена в Ватикане, и Папа Римский якобы был готов вернуть ее в Казань? Вы даже встречались с Алексием II по этой проблеме, но, похоже, РПЦ и Ватикан так и не пришли к соглашению?
- Мы надеемся и верим, что Всевышний поможет, чтобы она, как и другие святыни православных и мусульман, вернулась на исконную родину.