ЛЕТОМ нынешнего года в Москву из Сан-Франциско приехал гражданин США со звучной фамилией Палладино. Согласно визитной карточке, он является соучредителем детективного агентства. Приехал американец по туристической визе, но, как написала бы лет 20 назад в подобном случае газета "Правда", его не интересовали ни Большой театр, ни Пушкинский музей.
ВМЕСТО этого Палладино занялся поиском сведений о российских высокопоставленных госслужащих. Положительные характеристики из домоуправления и с места работы американца не интересовали - только сведения о порочащих связях, неправедные источники доходов и даже состояние здоровья. Несоответствие поведения Палладино целям пребывания заставило обратить на него пристальное внимание сотрудников ФСБ.
Выяснилось, что интересовали "детектива" исключительно бывшие вкладчики Инкомбанка, разорившегося после дефолта 1998 г. Банк этот имел немалые активы в "Bank of New York": около полутора миллиарда "зеленых".
Отдавать такую сумму нью-йоркским банкирам не хочется. Дело будет решаться в американских судах, где вкладчики Инкомбанка выступят в качестве свидетелей по делу о банкротстве, а также как потерпевшие с исками о возврате своих денег.
Имея на руках доверенность от "Bank of New York" на представление его интересов в России, Палладино обратился в Московское отделение английской юридической фирмы "Clifford Chans Punder CIS Ltd.", где начинают свою карьеру несколько молодых юристов.
"Через своих родственников эти ребята вышли на действующих сотрудников одного из правоохранительных органов. Прямо предложили им за крупное вознаграждение добыть и продать компромат на целый ряд лиц, - рассказывает сотрудник ФСБ, занимавшийся делом "Клиффорда - Палладино". - Но упомянутые сотрудники свою честь не продали, а доложили обо всем руководству. После этого к делу подключилась ФСБ".
Через юрагентство "Клиффорд Чанс" американец вышел на бывшего сотрудника группы "Вымпел" ФСБ Эдуарда Бендерского, возглавляющего агентство охранно-правовой защиты "Вымпел-А".
"Палладино сказал мне, что его интересует информация в отношении четырех высокопоставленных российских чиновников, действующих и бывших, - рассказал "АиФ" Бендерский. - Американец был готов заплатить по 3 тыс. долл. за каждое досье". "Политики за всем этим нет, - успокаивал меня Палладино. - Речь идет о дискредитации указанных лиц в американской судебной системе". Бендерский убедил Палладино, что для сбора компромата ему нужен месяц. За этот срок сотрудники ФСБ должны были разобраться в ситуации и принять по ней решение.
"Любопытно, что в течение этого месяца через ту же компанию "Клиффорд Чанс" мне поступали предложения и от других иностранных заказчиков подобного же рода. Так, от одной голландской компании поступил заказ на сбор информации о депутате Госдумы, ряде чиновников Российского фонда федерального имущества и Госстраха, - рассказывает Бендерский. - Я сделал для себя вывод, что для московского отделения компании "Клиффорд Чанс" поиск компромата на российских должностных лиц - постоянный источник дохода".
Но вернемся к Палладино. Его противоправная деятельность была полностью задокументирована, то есть была подготовлена доказательная база, позволяющая направить дело в суд. По российским законам за "нарушение неприкосновенности частной жизни" (ст. 137) и "коммерческий подкуп" (ст. 204) предусмотрена уголовная ответственность.
...После задержания в офисе "Клиффорд Чанс" с поличным американцу заявили о недопустимости его действий, предложили покинуть Россию в двухдневный срок и закрыли въезд сроком на 5 лет.
Компании "Клиффорд Чанс" Минюст РФ на основании материалов, предоставленных ФСБ, вынес предупреждение о несовместимости деятельности московского представительства с нормами российского законодательства.
Я попросил председателя подкомитета Госдумы по законодательству в сфере охранной и сыскной деятельности Геннадия Гудкова прокомментировать это решение: "Основная задача правоохранительных органов - по возможности предупреждать преступления, а не дожидаться, пока их совершат.
Мы были бы благодарны американцам за информацию о том, кто из российских должностных лиц коррумпирован. Между нами налажено сотрудничество в области борьбы с международным терроризмом, но в области борьбы с оргпреступностью это взаимодействие еще далеко от желаемого".
ФСБ известны случаи, когда частные охранные предприятия посягают на сведения, составляющие гостайну. Так, недавно была пресечена попытка выкрасть секретные файлы из компьютерной системы ФСБ, и попытка эта была сделана сотрудниками частного охранного предприятия.
Рынок информации в России необходимо отделить от криминала. Для этого требуется четко прописанное законодательство об информационной деятельности, и в частности о ЧОПах. Должна быть выстроена схема взаимоотношений частных организаций, занимающихся охранной деятельностью и сбором информации, с правоохранительными органами.