Примерное время чтения: 6 минут
299

Нормальные средние русские

НА ЗАПАДЕ все проще. Там есть гегемон - средний класс, основа стабильности и носитель традиций. В Америке к среднему классу причисляют себя 95% населения. Даже акула капитализма Билл Гейтс. В Европе люди более трезво смотрят на вещи - там о себе так думают 60-70%. У нас - около 30%.

ВПРОЧЕМ, не все ученые с этим согласны. "В нашей стране постоянно путают понятия "средний класс" и "средний уровень жизни", - говорит зам. директора Института социологии парламентаризма Лидия Зенкова. - В большинстве стран принадлежность к среднему классу определяют материальные признаки: владение недвижимостью, высокий уровень образования, возможность предоставить своим детям определенные привилегии, наличие одного или более автомобилей, возможность влиять на общественное мнение и т. д. В нашей стране подобным набором обладают от силы 3-5% населения".

Какой он, средний класс a la russe, - никто точно сказать не может. Последняя перепись населения была 11 лет назад (ближайшая ожидается в 2002 году). За это время радикально изменилось все, что можно и нельзя. А сильнее всего - та группа населения, которая научилась зарабатывать деньги. Разные аналитики относят к среднему классу от 4% (в среднем по России) до 20% (в мегаполисах Москве и Санкт-Петербурге) наших сограждан. Это примерно от 6 до 30 млн. россиян.

Сортир в доме

НЕДАВНО исследование российского среднего класса опубликовали американцы (см. "Классовые отличия"). "В отличие от американского среднего класса, - написали они, - российские средние не обременены выплатой процентов по кредиту за жилье. Большинство из них проживает в квартирах, которые получили бесплатно в результате приватизации". И дальше с такой же трогательной заокеанской непосредственностью: "Их отличают загородные дома с водопроводом в доме и отоплением - у остальных россиян дачи с удобствами на улице. Они могут позволить себе иномарку и платную медицинскую помощь".

Отличить средних русских от типичных пытались и отечественные социологи. Недавно свои разработки опубликовало агентство "Комкон-2". Среди средних русских, утверждают они, выше доля тех, кто, покупая что-нибудь, обращает внимание на фирму, а не на цену. Из косметики средние русские предпочитают "Christian Dior" (14,3% опрошенных) , "Kenzo" (11,8%) и "Chanel" (11,5%), в то время как большинство россиян - "Цветы России" (8,3%), "Орифлейм" (5,7%) и "Кобру" (5,1%). Из сигарет средние выбирают "Parliament" (39,5%), "Marlboro" (30,7%) и "L&M" (27,1%). А типичные - "Яву золотую" (23,4%), "Приму" (22,1%) и "Петр I" (18%).

Кроме того, средние русские - большие романтики. В качестве высших ценностей они называют независимость, возможность самому определять свою судьбу. Россию, говорят они, ожидает великое будущее, и эмигрировать не собираются. Средний русский предпочитает говорить "я зарабатываю" вместо "мне платят зарплату".

80% средних русских сообщили, что имеют работу (против 60% среди большинства населения). Наибольшее же отличие средних от типичных, считают в "Комконе", заметно по следующим показателям. 70% средних заявили, что любят свою работу, - это против 38% типичных. И 73% - что станут работать, даже если у них будет достаточно денег, - против 42%.

Формирование среднего класса в России изучали в Российской академии наук, в Институте социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН под руководством академика Натальи Римашевской. Ученые добавляют такие штрихи к портрету представителя среднего класса. Живет он в столице или в крупном городе богатого региона (например, в Самаре, Нижнем Новгороде, Перми, Екатеринбурге или Владивостоке). Лет ему меньше 40 (средние русские по преимуществу - мужчины до 30). Имеет высшее образование. По должности - руководитель среднего или высшего звена. Работает в негосударственном секторе экономики.

Только 1 из 10 средних русских достигнутым обязан своей основной работе (главным образом это те, кто трудится в финансовой, нефтегазовой или пищевой отраслях). Большинство смогло пробиться благодаря подработке. В 7 случаях из 10 виды деятельности на "правой" и "левой" работе - абсолютно разные. Причем вторую работу ищут вовсе не те, кто оказался в бедственном положении. Социологи свидетельствуют: чем меньше человек способен заработать на основном месте, тем меньше у него шансов найти что-нибудь дополнительное.

А вот сбережений у средних русских почти нет - максимум 1,5-10 тыс. долл. на семью. Им слишком много приходится тратить, чтобы наладить ту самую материальную сторону, которая отличает западный средний класс (у нас же ничего не было!). Деньги предпочитают хранить в наличных долларах - в них держат половину своих накоплений. Десятая часть сбережений положена в банк. И эти 10% составляют примерно 50% всех денег, хранящихся в российских банках.

Оптимисты

В НАШИХ условиях нельзя определить средний класс по каким-то материальным признакам, считает зав. лабораторией ИСЭПН Елена Авраамова. В России все сдвинулось. Образование не гарантирует получения перспективной работы. Работа не гарантирует дохода (зарплаты у представителей одной и той же профессии могут различаться на порядок). Доход не гарантирует статуса (доходы часто не слишком законны). Короче, в нашей стране все определяется не материальным, а духовным: ключевым признаком может считаться умение приспособиться к новым условиям жизни. (Политолог Глеб Павловский однажды сказал, что для него лично принадлежность к среднему классу в большой степени определяется готовностью к событиям, подобным дефолту 98-го года.) По расчетам Елены Авраамовой, в "группе успешной адаптации" сегодня 25% россиян.

В бизнесе и карманах среднего класса сосредоточена третья часть российских денег. Средние русские производят до 30% валового внутреннего продукта (в пересчете на валюту выдают продукции и услуг примерно на 75 млрд. долл.). Жалко только, что пока в России "группа выживания" вдвое больше "группы успешной адаптации".

ДЛЯ СПРАВКИ. Классовые отличия

НИЖНЯЯ ГРАНИЦА СРЕДНЕГО КЛАССА.

Ежемесячный совокупный доход в семье из 3 человек: Москва - $800-1500, провинция - $300-500. Работа - секретарь, водитель, охранник. Автомобиль - последняя модель "Жигулей". Дача - деревянный (собственноручно построенный) дом, удобства на улице. Отдых - бывший советский пансионат на Черном море.

СРЕДНИЙ СРЕДНИЙ КЛАСС.

Ежемесячный совокупный доход в семье из 3 человек: Москва - $1500-3500, провинция - $550-1500. Работа: программист, младший менеджер, бухгалтер. Автомобиль - новая "Тойота Королла". Дача - дом с водопроводом и отоплением, построенный не своими руками, а наемными. Отдых - турецкая Анталья.

ВЕРХНЯЯ ГРАНИЦА СРЕДНЕГО КЛАССА.

Ежемесячный совокупный доход в семье из 3 человек: Москва - $3500-7000, провинция - $1500-3500. Работа - главный менеджер, мелкий предприниматель, служащий банка. Автомобиль - новый "Опель Кадет" или старый БМВ. Дача - каменный или кирпичный дом с подземным гаражом. Отдых - Майорка или испанская Ривьера.

По данным журнала "Бизнес-уик"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно